"Елизавета Английская" по пьесе Фердинанда Брукнера – в театре Ермоловой
Премьера в театре Ермоловой – "Елизавета Английская" по пьесе Фердинанда Брукнера. Точность – вежливость королей, но не обязанность драматургов: текст 1930 года – это, скорее, попытка психоанализа исторической личности. Режиссер Владимир Киммельман свою постановку сравнивает со "страшной сказкой". Узнаем, согласна ли с этим Юлия Кундрюкова.
"Страшная сказка, персонажи которой – реальные, а вот почти все события – вымышленные" – предупредил режиссер Владимир Киммельман, который отказался от комментариев на камеру. Перед премьерой – не до интервью. На сценический трон он воздвиг свою супругу – актрису Евгению Дмитриеву. Которая уверена, что Елизавета Английская в этой истории – прежде всего – женщина, но совсем из другого мира, который сегодня понять непросто.
"Наши дети смотрели мультики, а те дети смотрели казни. Ну, то есть разные миры, разное восприятие жизни. И в общем в младенчестве ее мать Анну Болейн обезглавил ее отец, король Генрих. Вот с этого, в общем, началась ее сознательная жизнь", – рассказывает актриса Евгения Дмитриева.
Режиссер и артисты обращались к разным источникам, и даже историческим документам. И всё же, точность фактов здесь не важна. Пьеса написана уже в XX веке. И спектакль – это, скорее, предположения и фантазии. А еще – пристальное психологическое исследование главных героев. Один из них – Роберт Деверё – фаворит королевы. Быстро построил карьеру, попытался совершить госпереворот, но его обвинили в измене и казнили.
"Искусство – это когда про любовь и красиво. Мне кажется, у нас и про то и про другое, в итоге. Но всё, конечно, печально. Страшно печально. Как и было в реальной истории из документов. Но – это всё про любовь", – отмечает актёр Данила Казаков.
Одно из центральных событий пьесы – это поход Непобедимой Армады. Противостояние Испании и Англии. Оно закончилось поражением для испанского короля Филиппа. Эту роль исполнил Константин Плотников, который говорит, что его персонаж стал заложником судьбы и обстоятельств.
"Что интересно в пьесе? Испанский король, который шел армадой на Англию – католики против протестантов – или же испанский король, которому отказала Елизавета? И вот это мне показалось гораздо интереснее. Потому что ключевым моментом, конечно, я обнаружил именно вот эту фразу: "Признаюсь, я предлагал этой твари руку. И как ни неустанен я в постах и молитвах, моя душа все еще не очистилась от этой скверны". Вот это, наверное, ключ", – делится актёр Константин Плотников.
"Карта Европы была бы совсем другого вида, если б удавалось стереть на ней следы обиженного тщеславия", – эта цитата из пьесы Брукнера вполне могла бы стать эпиграфом к постановке. Ведь за всеми решениями, даже самыми важными и судьбоносными – всегда стоит человек и его чувства.