Спектакль "Тёркин" – премьера в Мастерской Петра Фоменко
Премьера в Мастерской Петра Фоменко. Спектакль "Тёркин" поставил Фёдор Малышев. Действующий актер театра успешно пробует себя в режиссуре, и с поэтическим текстом работает не впервые. Но поэма Твардовского требует особых интонаций. Яна Музыка продолжит.
У этого спектакля необычный жанр – песенный сказ. Музыка пронизывает спектакль: поёт гармонью, гремит ложками, берёт за душу нежным женским многоголосьем. Простой солдат Василий Тёркин – общепризнанное воплощение национального характера. И каждый раз режиссёры оказываются перед сложным выбором – кого брать на главную роль? Фёдор Малышев решил, что в его постановке играть народного героя будут воплощать 20 артистов. Такой ход – ведь в каждой роте – Тёркин свой. Герой, который никогда не унывает и даже в самых страшных обстоятельствах находит место шутке и доброму слову.
"Человек не смотря ни на что вдруг почему-то разрешает себе жить. И там даже есть такой текст: "Тяжело, но нужно жить. Нужно жить!" Вот какая-то такая есть русская неунывающая штука – про надежду. Что в самый крайней ситуации, когда ты думаешь, что всё совсем табак – где-то в какой-то светлячок в тебя залетает и кажется, что всё не напрасно", – говорит режиссёр-постановщик Фёдор Малышев.
В поэме самые разные места действия – повествование эпичное. Создатели спектакля решили не иллюстрировать – избы, окопы, передовую. А создали единое условное пространство. Подвижные понтоны с люками – артисты находятся то снаружи, то внутри.
"Есть некая площадка, которая делится на четыре части и на раздвигается как гармонь, туда-сюда двигается. Есть сцены, когда играются и окопы в этих же станках. Когда поднимаются борта то получается и как кузов машины. То есть мы нашли некую общую форму, она как конструктор, который позволяет нам менять места действия очень оперативно", – рассказывает художник-постановщик Евгения Шутина.
Стихи очень простые – и в этом сложность. Чтобы соответствовать Твардовскому нужно быть правдивыми, легким и не уходить в пафос. Ритм стиха плюс фольклорные мотивы. И ни одной песни военных лет. А ещё труба и виолончель. Вот такой диапазон.
"Хотелось показать не только, что Твардовский прост и понятен и немножко фольклорен и частушечен. Но ко второй части поэмы это уже высокая, высокая поэзия. И виолончель в этом смысле её поднимает до классики", – делится мнением режиссёр-постановщик Фёдор Малышев.
В финале, когда бойцы идут на Берлин – любимец взводный Тёркин становится задумчивым. Человек, который видел и пережил много горя – меняется.
"Сейчас идёт большая подмена и стирание памяти. Ну это так и есть. Убирают доски, сносят могилы. Одна из самых важнейших задач – рассказать как было. Не переубеждать и не пропагандировать. А рассказать как было. А мы знаем как было", – отмечает актёр Максим Литовченко.
Твардовский сочинял свою поэму, чтобы на войне живущим людям было, может быть, теплей. В спектакле есть послание для каждого из нас: в сложные времена источник силы и света – нужно искать в корнях.