Переговоры по Украине 18 мая 2025, 19:02 18 мая 2025, 20:02 18 мая 2025, 21:02 18 мая 2025, 22:02 18 мая 2025, 23:02 19 мая 2025, 00:02 19 мая 2025, 01:02 19 мая 2025, 02:02 19 мая 2025, 03:02 19 мая 2025, 04:02 19 мая 2025, 05:02
  • Александр Христенко
  • Дмитрий Киселёв

Переговоры в Стамбуле: главные итоги нового этапа урегулирования

  • Картинка
  • Переговоры в Стамбуле: главные итоги нового этапа урегулирования
  • Картинка
    Переговоры в Стамбуле: главные итоги нового этапа урегулирования
  • Переговоры в Стамбуле: главные итоги нового этапа урегулирования
В пятницу в Стамбуле по инициативе президента Путина возобновились прямые российско-украинские переговоры, прерванные Киевом с подачи англичан три года назад.

Сегодня мы подробнейшим образом разберем все в деталях, но уже сейчас совершенно определенно можно заключить следующее – пять пунктов:

– Как инициаторы мы состоявшимися переговорами довольны.

– Москва и Киев согласились на масштабный обмен пленными в самое ближайшее время – тысяча на тысячу.

– Стороны обещали обменяться своим видением условий прекращения огня для последующего обсуждения.

– Нами принято к сведению пожелание противной стороны о встрече на высшем уровне.

– Мы готовы продолжить прямые контакты.

Здесь все четко. Но пресс-секретарю Кремля Пескову задают вопросы о встрече Владимира Путина и Зеленского.

"Со вчерашнего дня поступило очень много вопросов по теме возможной встречи президентов двух стран, Украины и России, Зеленского и Путина. Такая встреча как результат работы делегации двух сторон при достижении определенных договоренностей этих делегаций возможна, считаем ее возможной, но именно как результат работы и при достижения определенных результатов в виде договоренностей двух сторон. При этом, при этом, при подписании документов, которые предстоит согласовать делегациям. Для нас главным и принципиальным остается, кто именно будет с украинской стороны подписывать эти документы", – отметил Дмитрий Песков.

Это тот самый вопрос о легитимности Зеленского как президента, о чём сам Путин говорил не раз. И не так давно повторил в интервью Павлу Зарубину:

"Вопрос в окончательном подписании документов — это очень серьёзный вопрос, который должен гарантировать безопасность и Украины, кстати говоря, и России на серьёзную, длительную историческую перспективу."

Здесь не может быть ни одного промаха, ни одной шероховатости. Всё должно быть отточено, но в соответствии с Конституцией Украины, президент Украины в условиях, даже в условиях военного положения не имеет права на продление своих полномочий. Но, если есть желание вести переговоры и найти компромиссные решения, пусть ведет кто угодно эти переговоры. Мы, естественно, будем добиваться того, что нас устраивает, что соответствует нашим интересам. Но с точки зрения подписания документов, здесь, конечно, всё должно быть так, чтобы юристы нам подтвердили легитимность тех людей, которые будут уполномочены украинским государством подписывать эти соглашения.

Ну и сегодня же, размышляя о переговорах и условиях мирных соглашений, на мой взгляд, актуальна еще одна мысль Путина: чем дальше, тем положение Украины становится хуже. Отказываясь сегодня от предложений России, завтра можно потерять ещё больше. Такова логика положения на земле.

Путин это подчеркнул, выдвинув наши мирные инициативы на встрече с руководством МИД России в июне прошлого года:

"Запад, Киев взяли курс на то, чтобы нанести нам поражение. Но, как известно, все это провалилось. Сегодня мы делаем еще одно конкретное, реальное мирное предложение. Если в Киеве и в западных столицах от него, как и прежде, также откажутся, то в конце концов это их дело, их политическая и моральная ответственность за продолжение кровопролития. Очевидно, реалии на земле, на линии боевого соприкосновения будут и дальше меняться не в пользу киевского режима. И условия для начала переговоров будут другими."

Собственно, так оно сейчас и получилось. Путин – как в воду глядел.

*****

У стен резиденции Долмабахче в центре Стамбула – усиленная охрана. Автоматчики, дополнительные ограждения, водомет.

Напряжение витало в воздухе. Сотни журналистов со всего мира собрались возле места проведения переговоров. И уже с семи утра в четверг начали дежурить у стен резиденции, пытаясь застолбить лучшую точку, чтобы не пропустить ни одной детали.

С каждым часом волнение нарастало. Шло время, но никакой ясности по поводу украинской делегации не было. Хотя российская в ожидании находилась уже с 10 утра четверга. Зеленский, между тем, метался в Анкаре – начал с того, что его не устраивает российский состав. Свой обещал назвать, затем отправился на встречу с Эрдоганом.

Делегацию России в Стамбуле возглавил помощник президента Владимир Мединский, с ним замглавы МИД Михаил Галузин. Он курирует направление СНГ. Начальник Главного разведывательного управления Генштаба, Герой России Игорь Костюков, известный тем, что принимал непосредственное участие в руководстве операцией в Сирии. И ⁠замминистра обороны Александр Фомин, в ведомстве он отвечает за международное военное и военно-техническое сотрудничество.

Переговорщики обсуждают основные параметры, собственно, те, что на столе у российской делегации. Все дело в украинской стороне. Российская ждет уже который час. Ближе к вечеру Зеленский наконец объявляет свой переговорный состав. Тем временем журналисты перед дворцом чуть ли не располагались на ночлег.

Встреча под вечер произошла, но российско-турецкая. Владимир Мединский поговорил с главой МИД Хаканом Фиданом. А позже вышел к журналистам, и сообщил, что российская сторона, как и объявлено ранее, готова к переговорам и надеется на скорую встречу.

И вот с утра Стамбул взбудоражен причудливым созвучием из возгласов муэдзина и спецсигналов. В резиденцию один за одним заезжали машины участников. О том, что прибыла российская делегация, информагентства сообщали с пометкой "срочно". Украинская была уже внутри. В зал проводят всего несколько камер – появляются первые кадры столь ожидаемой встречи. Для начала – многосторонний формат. Наша делегация по правую руку, украинцы слева, в центре – принимающая сторона.

"Мы рады принимать обе стороны в Стамбуле. Мы верим, что эти переговоры приведут к возможному миру", – объявил Хакан Фидан, глава МИД Турции.

Глядя на то, как все обставлено, многие в этот испытали чувство дежа вю. Ведь это тот самый зал, где три года назад Россия и Украина практически договорились. Большое панно, подсветка стен и даже белые скатерти – те же что и в 2022 году. Но очевидна была и разница – например в рассадке – если тогда делегации из Москвы и Киева сидели совсем близко, на расстоянии вытянутой руки, то теперь между ними была внушительная дистанция.

И кардинально изменившаяся ситуация на земле. 3 года назад Украина в одностороннем порядке прервала переговорный процесс с подачи западных кураторов. Уже парафированный договор был выброшен в мусорное ведро.

Состав делегации показывает, что Москва видит в стамбульских переговорах возможность возобновить процесс, прерванный в апреле 2022 года. И для Украины эта новость не обязательно плохая.

Со стороны Киева теперь другой состав переговорщиков – много военных, которые решили выделиться камуфляжем, российские представители Генштаба на переговорах предпочли гражданские костюмы. Еще одна деталь – на переговоры делегация из Киева подчеркнуто привела переводчика с украинского с русский. Что, конечно, никак не назовешь желанием найти общий язык.

В итоге переговоры продолжались около двух часов. Прямой контакт состоялся. Важный итог.

"В целом, мы удовлетворены результатами и готовы продолжать контакты. О чем договорились? Первое. В ближайшие дни произойдет масштабный обмен пленными, тысяча на тысячу человек. Второе. Украинская сторона запросила прямые переговоры между руководителями государств. Мы приняли этот запрос к сведению", – сообщил Владимир Мединский.

Даже после этого европейская и в особенности британская пресса нагнетала обстановку. Цитировали всевозможные анонимные источники, что диалог был напряженным, а все закончилось будто бы внезапно. В ожидании скандальных заявлений журналисты чуть не снесли вышедшего к прессе Умерова.

Но услышали лишь сдержанное заявление, подтверждающее договоренность о подготовке масштабного обмена пленными – тысяча на тысячу – и запрос Киева на личную встречу президентов. Был и еще один согласованный сторонами пункт.

"Мы договорились о том, что каждая сторона представит свое видение возможного будущего прекращения огня. Пропишет это в деталях. После того, как такое видение будет представлено, мы полагаем целесообразным, тоже об этом договорено, надо продолжить наши переговоры", – отметил Мединский.

Впереди большая работа – украинцы еще весь день в Стамбуле консультировались с западными кураторами – советниками по нацбезопасности Великобритании, Франции и Германии. Там же был спецпредставитель Трампа Келлог. После чего киевская делегация выдвинулась на переговоры с США при участии Турции.

Очередной кортеж заехал в рабочую резиденцию президента Турции. Это американская делегация во главе с Марко Рубио. Заметить было несложно – в его кортеж включили даже турецкий броневик.

Со стороны Киева – руководитель офиса Зеленского Ермак, министр иностранных дел Сибига и министр обороны Умеров. Трамп, находясь на Ближнем Востоке, оперативно получал информацию из Стамбула. В субботу Рубио позвонил главе российского МИДа Лаврову.

Госсекретарь Рубио приветствовал соглашение об обмене пленными, достигнутое в ходе украинско-российских переговоров в Стамбуле 16 мая, и передал решительное послание президента Трампа: Соединенные Штаты привержены достижению прочного прекращения российско-украинской войны.

Консультации Киева с Западом явно продолжатся, но теперь новая точка отсчета – проведенные с российской стороной прямые переговоры.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация