Проблему дефицита кадров в экономике решат через развитие наставничества
Будущий конструктор в области машиностроения Анатолий Гладышев с недавних пор техническую специальность совмещает с педагогической. Звание наставника он несет для почти 90 школьников, которые планируют поступать в лучшие вузы страны.
"Мы не просто чему-то там учим детей, мы показываем те возможности, которые у них открываются прямо с порога, с момента входа в профессию. У нас молодой человек из 11 класса уже точно знает, куда он пойдет – в наш любимый и могучий "Станкин", где уже знает направление подготовки, что, кстати, очень важно", – говорит Анатолий Гладышев, участник проекта "Технонаставники".
Проект "Технонаставники" был создан на базе "Станкина". И если в прошлом году в нем участвовали 10 вузов, то сегодня – уже 15, в том числе региональные.
"Наставником стать тяжело. Мы проводим отборы, у нас есть требования по подготовке. Мы проводим предварительный курс для того, чтобы студенты были готовы работать со школьниками", – рассказывает Константин Олехнович, руководитель проекта, директор департамента сопровождения и развития образовательной деятельности МГТУ "Станкин".
Студенты помогают выпускникам определиться с направлением, подготовиться к вступительным экзаменам и влюбиться в профессию, которая, возможно, станет делом жизни.
"Как подчеркивал глава государства, нужно создать все условия, чтобы люди разного возраста могли добиваться высот в науке, технологиях, на производстве, а от совместных достижений наставников и их учеников в конечном счете зависит и судьба нашей Родины", – заявил премьер-министр Михаил Мишустин.
Михаил Мишустин однажды сказал: из инженера в экономиста можно, обратно – нельзя. Именно в таких специалистах – инженерах, станкостроителях, конструкторах – сейчас нуждается страна. Наставничество способствуют привлечению кадров в эти профессии.
"Активно реализуется федеральный проект "Профессионалитет". В передовых инженерных школах к процессу обучения привлечены ведущие компании страны, а студенты все чаще решают практические задачи", – продолжает премьер-министр.
Сегодня в России 30 передовых инженерных школ, а предприятий, которые с ними сотрудничают – 160.
"Самым важным элементом взаимодействия является то, что в процессе обучения все наши студенты в обязательном порядке трудоустраиваются", – отмечает Валерий Левенцов, директор Высшей школы передовых цифровых технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
"Мы занимаемся реальными проектами; проекты интересные, и я планирую продолжать работать в этой лаборатории", – говорит Лилия Нежинская, студентка 2 курса магистратуры Передовой инженерной школы СПбПУ.
Работодатели не ждут вручения дипломов, а приходят с адресным запросом в университеты за кадрами и новыми разработками.
"Институт наставничества должен внедряться не только в образовательных учреждениях всех уровней, но и на предприятиях. Особенно тех, где собственники и руководители заинтересованы в молодых кадрах, хотят их удержать и мотивировать, чтобы они добились профессиональных успехов", – считает Михаил Мишустин.
Средний возраст работника на тракторном заводе в Петербурге – 33 года. Здесь создан образовательно-производственный центр. Знания получают не только и не столько за партами, но и на настоящем оборудовании. Работать на станках учатся под присмотром более опытных коллег.
"Ты приходишь на производство и ощущаешь поддержку. Здесь молодые ребята двигаются в одном направлении и являются одним сплоченным звеном", – говорит рабочий.
Только профессиями наставничество не ограничивается. Молодому поколению сегодня как никогда нужны ориентиры – те, кто несет в себе истинные ценности и на личном примере может преподать уроки мужества. Привлекать к наставничеству планируют ветеранов труда, участников специальной военной операции.
"По поручению президента подготовлена концепция развития наставничества и план мероприятий по ее реализации. Они направлены на формирование единых подходов в этой сфере на основе уже наработанных практик для экономического и социального развития всей страны и каждого региона", – заявил Михаил Мишустин.
Учрежден День наставника; он отмечается 2 марта. А с 1 апреля этого года наставники получают за свою работу доплату.