Исполнилось 80 лет со дня рождения Гедрюса Мацкявичюса
Исполнилось 80 лет со дня рождения основателя Театра пластической драмы Гедрюса Мацкявичюса, открывшего новый способ общения со зрителем – без слов, только на языке тела. Он утверждал, что "именно безмолвие сопутствует всем кульминационным моментам человеческой жизни". О творческом пути режиссёра – Юлия Струкова.
Пантомиму он называл одновременно микро- и макрокосмосом. Тонкое чувство юмора, эмоциональность и неукротимая энергия позволили Гедрюсу – лучшему миму Прибалтики – создать свой театр. Он оставил Каунас и перебрался в Москву.
ГИТИС, курс Марии Кнебель, продолжателя метода Станиславского. Параллельно Гедрис учит желающих в ДК Курчатовского института. Кружок превращается в ансамбль пантомимы. И то, что у них получается, уже не похоже на искусство Марселя Марсо.
"Он сконцентрировал своё внимание только на движении, только вообще убрал слово. И сделал из этого, на основе драматургии или какого-то литературного произведения, большие театральные полотна", – отмечает заслуженная артистка России Алла Сигалова.
На сцене живопись Дега, Петрова-Водкина, Тулуз-Лотрека и Мунка обретают динамику. Здесь оживают скульптура Микеланджело и поэзия Блока. Тоже без слов.
"Когда отец начинал отслушивать какую-то странную музыку в больших количествах, и она в повторе звучала дома много раз – я понимал, что он готовит какой-то проект. Скажем, в проектах со Шнитке, он, конечно же, двигался от музыки", – делится сын Г. Мацкявичюса, журналист Эрнест Мацкявичюс.
"Порог пороков" – спектакль из двух частей, рожденный в сотрудничестве с Альфредом Шнитке. В основе второй части под названием "Желтый звук" – либретто Василия Кандинского. Гедрюс воплощает мечту художника о соединении живописи, классического танца и музыки.
Классический станок, пластика, фехтование – всем этим занимаются драматические артисты, затем репетиции. И так 6 дней в неделю. Добивались координации. Но главное – невидимые движения души делали видимыми. Ученик Мацкявичюса Владимир Ананьев объясняет как это было – на примере своего героя – Хоакина Мурьеты.
"Прибегает Хоакин, возвращается – и мертвая Тереза. Как обычно в жизни происходит? Бац – и ты к ней бросаешься, а здесь есть целый процесс. Когда он, идя к трупу своей жены, борется со смертью. Это ты приоткрываешь занавес души человеческой", – рассказывает режиссёр Театра Терезы Дуровой Владимир Ананьев.
Павел Брюн пришел к Гедрюсу школьником. Десятилетия провокативной импровизации помогли ему стать постановщиком шоу в цирке Дю Солей.
"Когда я впервые оказался за кулисами цирка Дю Солей, вообще в его мире, в мире Франко Драгоне и Ги Лалиберте – у меня было ощущение, что я испытываю дежавю. У меня было ощущение, что я пришел в доведенный до абсолюта театр Гедрюса Мацкявичюса в таком виде, в каком я мечтал бы его видеть", – говорит цирковой режиссёр Павел Брюн.
Многие актеры Мацкявичюса – Анатолий Бочаров, Валентин Гнеушев, Владимир Птицын и другие с легкостью переходили в режиссуру, анимацию, хореографию. Языком пластики можно показать даже сотворение стихов.
Это из размышлений о спектакле по сонетам Шекспира. Он стал последним в театре пластической драмы. Шумевшая шестнадцать лет труппа распалась. Но ее опыт распространился. Сын Гедрюса – Эрнест – несколько лет назад издал книгу о творчестве отца "Преодоление" – так же как и одна из прославленных постановок о бесконечном творческом поиске.