Памяти Юрия Григоровича
Ушёл из жизни Юрий Григорович – выдающийся хореограф XX века. Его называли новатором, а позже консерватором, критиковали, обвиняли в жестокости. Он был уверен – балет способен отстоять себя в любых спорах. Эпоха Григоровича длилась в Большом театре более 30 лет, его спектакли сделали советский балет известным во всем мире. О наследии мастера – Елена Ворошилова.
"Свою жизнь я запомнил, как одну нескончаемую работу, полную любви и радости", – говорил Юрий Григорович. В его жизни были триумфы и поражения. Но главное – балет. В который он влюбился в детстве. На этих кадрах Юрию Григоровичу 19, он закончил балетное училище и ставит свой первый балет "Аистенок". Он рано усвоил – талант и дисциплина решают на балетной сцене всё. Этому кодексу Григорович старался следовать всегда. И в Кировском театре, где танцевал. И в Большом, которым руководил 30 лет. Его называли маэстро со скверным характером, жестким и даже деспотичным, а он продолжал требовать, ведь балет не терпит небрежности.
"Я понимаю, насколько эта профессия трудна прежде всего, я понимаю, насколько огорчительно будет любое замечание, которое ты делаешь актеру", – признавался советский и российский хореограф Юрий Григорович.
Григоровича называли создателем шедевров. Он поставил всего 16 балетов. Но каждый – явление! "Каменный цветок" на музыку Прокофьева – его дебют в Кировском театре. На этой постановке родился, как говорили, "тандем века". Тандем Григоровича и Версаладзе, балетмейстера и художника, который одевал не столько персонажей, сколько танец. После громкой премьеры "Легенды о любви" Григорович возглавил труппу Большого. Ему было 37. В годы его руководства первым театром страны назовут эрой Григоровича, "Золотым веком Большого". 100 гастролей по миру. В его постановках – звезды: Тимофеева, Плисецкая, Максимова, Семеняка. Хореографа обвиняли то в излишнем новаторстве, то в излишнем консерватизме. А он продолжал идти своим путем.
"Я и новатор был, и консерватор был, я уже всяким был. Мне совершенно неважно, как меня обзовут", – отмечал советский и российский хореограф Юрий Григорович.
Делал версии классических балетов. Вдохнул волшебство в "Щелкунчика," который десятки лет, неизменно, – в новогодней афише Большого. В 1969 Министр Культуры СССР Екатерина Фурцева запретила трагический финал в его "Лебедином озере". И только через 30 лет Григорович воплотил свою идею – создал шедевр, ставший визитной карточкой Большого. Хореограф готовился к репетициям досконально. Каждую партию Григорович протанцовывал перед зеркалом сам. "Спартак" разрушил привычные каноны. Музыка Хачатуряна и танец Григоровича по своей мощи напоминали ураган. Балетная сцена не видела еще такого противостояния героев – Спартака и Красса – Васильева и Лиепы.
"Он очень строгий был человек. И он сам лучше всего сказал в одном из интервью, когда говорил о строгости, его спросили: вы за тиранию, он сказал: я за деспотизм, и во многом это было так. При нем была такая дисциплина в театре, такой порядок", – вспоминает народный артист России Николай Цискаридзе.
"Огромное счастье было находиться с ним в одном репетиционном зале. Огромное счастье, когда он приходил на спектакли Он навсегда останется в моей душе,
навсегда останется в моём сердце. Те самые ценные пожелания, которые он говорил – они бесценны", – подчеркивает артистка России Светлана Захарова.
В 69-м Министр Культуры СССР Екатерина Фурцева запретила трагический финал в его "Лебедином озере". И только через 30 лет Григорович воплотил свою идею – создал шедевр, ставший визитной карточкой Большого. Хореограф готовился к репетициям досконально. Каждую партию Григорович протанцовывал перед зеркалом сам. "Спартак" разрушил привычные каноны. Музыка Хачатуряна и танец Григоровича по своей мощи напоминали ураган. Балетная сцена не видела еще такого противостояния героев – Спартака и Красса – Васильева и Лиепы.
Илзе Лиепа, народная артистка России: "Эти балеты – часть моей жизни. "Спартак" создавался частично в нашей квартире. Это было очень творческое время для всей команды, которая работала над этим спектаклем".
Этот героический стиль мужского танца для танцовщиков всего мира до сих пор самый трудный тест в классическом балете.
Владимир Васильев, народный артист России: "Поставил точку и восклицательный знак над понятием классического танцовщика мужчины на сцене балетной. Он вывел его на первый план именно мужчин. Благодаря ему стали появляться и другие балеты, в который главным действующим лицом стал мужчина".
Он не щадил ни себя, ни других. Через 30 лет ушел из Большого со скандалом – уволил титулованных звезд. Считал, что их время прошло. Уехал в Краснодар – создал свой театр. Перенес свои постановки, а через десять лет Григоровича снова позвали в Большой.
Андриан Фадеев, художественный руководитель балетной труппы Мариинского театра : "Один из самых талантливых балетмейстеров 20 столетия. Его спектакли живут на лучших сценах планеты. Так было вчера, так происходит сегодня, так будет завтра. Эпоха Григоровича останется с нами навсегда".
Григорович превратил Москву в балетную Мекку – создал конкурс "Бенуа де ля Данс". Каждый год за лучшие постановки вручал балетный "Оскар". Юрий Григорович говорил: "Балет способен отстоять себя в любых спорах времени. Он – высшее выражение красоты мира и человека".
В программе телеканала "Россия-Культура" произошли изменения. В 20:00 смотрите документальный фильм "Юрий Григорович. Балет от первого лица".