"Жила-была Клавочка" – премьера в Театре Российской Армии
Премьера спектакля "Жила-была Клавочка" прошла в Театре Российской армии. Инсценировку по повести Бориса Васильева написал драматург Дмитрий Минчёнок. Получилась страшная, но вдохновляющая сказка о большой силе малых дел.
"Женщину можно лишить любви, но лишить ее надежды на любовь невозможно" – такова трагедия Клавочки Сомовой. Сотрудница НИИ учета ищет любви как чудесного спасения. Грубые ласки пьяницы-сантехника она готова принять за искреннее чувство. В обществе мужчин представляется чужим, загадочным именем – Ада.
"Она мечтатель. Ей хочется какой-то удивительной жизни, светлой. Такой, какая она. Она этого не находит ни в людях, которые ее окружают, ни в мужчинах, которые рядом с ней, ни в событиях. Она живет в несколько придуманном, идеальном мире", – пояснила актриса Мария Белоненко.
Клава Сомова – гоголевский герой нового времени. На пальто – огромная заплатка, как у Башмачкина. Призрак матери оставляет героине три завета: беречь копеечку, остерегаться мужской лжи, каждый месяц отсылать по 10 рублей в Пронск, старухе Марковне, которая спасла ее в годы войны. Драматические события передаются через призму юмора.
"У меня внутренне была задача, что первый акт – это комедия. Задача была такая, что Клавочка должна быть максимально отдалена от смерти. Мы должны максимально не ожидать этого", – рассказала режиссер-постановщик Арина Бессергенева.
В основе пьесы "Жила была Клавочка" – одноименная повесть Бориса Васильева. После произведения "А зори здесь тихие" писатель продолжает женскую тему.
"Мужчина должен быть героем. Мужчина должен погибать. Но что-то в наше время изменилось, и начали погибать самые хрупкие, самые красивые, но, получается, и самые сильные представительницы нашего мира", – отметил драматург Дмитрий Минчёнок.
Постановка пронизана ностальгией по 70-м годам прошлого века. В НИИ учета – атмосфера рязановского "Служебного романа". В однообразном ритме канцелярского быта женщина лишена индивидуальных черт. Но за плечами каждой – личная трагедия, трагедия нелюбви. Во втором действии монолитная стена НИИ и пестрота коммуналки сменяется одиноким фонарем на улице Пронска.
"Чем ближе мы к финалу, тем важнее становится определенный человек. И поэтому декорация следует за этой мыслью до конца. Мы начинаем с огромного пространства, с кучи реквизита, с деталей", – сообщила художник-постановщик Василиса Кутузова.
Безработная Клава уезжает в Пронск в надежде на счастье. Но погибает, защищая девушку от бандитов. Маленький человек в одно мгновение становится героем.