В Петербурге отреставрируют здание Конюшенного ведомства
Совет по сохранению культурного наследия Петербурга одобрил проект реставрации Конюшенного ведомства. Памятник федерального значения не ремонтировали 70 лет. По проекту, его восстановят в исторических границах и превратят в современное общественное пространство. Подробности у Михаила Дубкова.
Архитектор Гербель одним из первых строил Петербург. По указу Петра Великого он одновременно работал на 18 объектах. Здание Конюшенного ведомства – чуть ли не единственное, что дошло до наших дней. Комплекс никогда не менял своего назначения. Вплоть до революции там держали лошадей для императорского двора. После – разместили гараж НКВД и самый большой в Ленинграде таксопарк. С распадом Советского Союза здание опустело. В 2001 году ему присвоили статус памятника культуры федерального значения. И с тех пор начались долгие поиски инвесторов, чтобы дать территории новую жизнь. Последнюю на сегодняшний день концепцию приняли в апреле. Предложения архитектурного бюро Никиты Явейна почти единогласно поддержал совет по культурному наследию при городском правительстве. Хотя критиков у проекта хватает. Проектировщики несколько месяцев досконально изучали огромную территорию – больше 1000 квадратных метров. И предложили использовать ее как общественное пространство. Больше половины решили отдать под кафе и рестораны. Разместить их планируют в самых живописных местах комплекса – галереях под могучими сводчатыми потолками. И это тоже критикам не нравится.
"Очень важно сохранить это пространство. Оно прежде всего выразительно. А оно по предложению "Студии 44" разделяется на два яруса. То есть таким образом пространство исчезает", – отмечает заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга Михаил Мильчик.
Разработчики подчеркивают, что обойдутся без капитальных строений. Это было условие комитета по охране памятников – не трогать исторические стены. Решение нашли в использовании разборных конструкций.
"Небольшие объемы, где собственно идет только пищеприготовление. Вот сам процесс, который тоже является театральной постановкой сегодня, вот, да, открытой. Которые стоят в серединке. Никак не перегораживая объем", – рассказывает руководитель архитектурного бюро, народный архитектор России Никита Явейн.
Идея с музейными пространствами сейчас самая популярная среди критиков новой концепции. Предлагают, например, разместить там собрание карет из Эрмитажа. Или отдать Русскому музею.
"Летний сад он может работать только летом в основном. Мы даже копийную скульптуру сегодня убираем в коробки. Где сегодня эта скульптура? Сегодня вся эта скульптура напихана в Михайловский замок, который никакого отношения к летнему саду не имеет. Потому что вы представляете, вот эти галереи протяженные можно же превратить в центральную аллею летнего сада. И устроить летний сад зимой", – делится мнением историк архитектуры Александр Кречмер.
Инвестором проекта стала крупная московская компания. Объект бизнесмены берут у города в аренду по программе "рубль за метр". Правда, у нее есть условия. Льготная ставка начинает работать только после запуска проекта. Рестораны и кафе – единственное, что, теоретически, в отдаленной перспективе, может отбить затраты. Точных данных о том, сколько компания готова вложить в обновление Конюшенного ведомства пока нет. Но, по мнению экспертов рынка очевидно – это миллиарды рублей. Последние капитальные работы проводили 70 лет назад. Поэтому сначала Конюшенное ведомство ждет масштабное обследование.
"Это будет максимально бережная реставрация. Конечно мы сохраняем все, что дошло до нашего времени, все подлинные элементы. Причем даже те, которые не входят в предмет охраны. Мы их тоже видим, фиксируем и обязательно тоже сохраняем", – комментирует главный архитектор проекта Юлия Богданова.
В профильном комитете надеются, что эти работы инвестор начнет уже в этом году. Всю концепцию планируют воплотить в жизнь к 2032. Но эти сроки называют условными. Проектная документация готовится. И инвестор больше всех заинтересован в том, чтобы все выполнить как можно быстрее.