Архитектурно-ландшафтную модель ветряной мельницы представили в Кондопоге
В Музее Кондопожского края проходит выставка "Водяная мельница – символ карельской деревни". В центре экспозиции – архитектурно-ландшафтная модель реально существовавшей мельницы, выполненная в масштабе один к десяти. Татьяна Каменская – подробнее.
Это уменьшенная копия реальной мельницы крестьянина Ивана Мартынова из деревни Кяппесельга. От нее не осталось ничего, кроме обмеров в сельскохозяйственной переписи начала XX века. Архивные записи и стали отправной точкой для ученых Александра Кривоноженко и Владимира Карпина. За 10 месяцев они воссоздали облик реальной постройки и даже прилегающего ландшафта.
"Некоторые описания механизмов или какого-то устройства отсутствуют, потому что это было нормой и не требовало документального фиксирования. Какие-то задачи нам пришлось решать уже по ходу, моделируя, и не с первого раза они у нас получались", – поделился создатель макета, сотрудник Института леса Карельского научного центра РАН Владимир Карпин.
Посетители музея могут не только рассмотреть, но и потрогать каждую деталь, покрутить мельничные колеса и увидеть, как работает механизм. А напротив разместили реальные фрагменты мельниц, сохранившиеся до наших дней и найденные исследователями в лесах Кондопожского района. Поиском каменных жерновов и железных деталей Александр занимается уже несколько лет. В результате хобби одного ученого переросло в большой проект, цель которого – рассказать жителям республики об истории.
"Люди интересуются этим, поскольку зачастую это непосредственно семейная история. Людям интересно всё, что связано с мельницами, и, вообще, всё, что связано с их родовыми домами, деревнями", – пояснил научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН Александр Кривоноженко.
Не только лесные находки, но и инструменты, которые наши предки использовали в труде и в быту, домашняя утварь из музейного фонда составили эту выставку. Получился мини-путеводитель по важной части крестьянской жизни: от сбора зерна до его попадания на стол в виде каши или хлеба.