Выставка к 100-летию со дня рождения Мая Митурича – в Третьяковке
"Май Митурич. К мысу радости" – Третьяковская галерея открывает выставку к 100-летию со дня рождения известного графика и иллюстратора. Рисунки Митурича сравнивали с японской поэзией – лаконично, но каждая деталь живет. Юлия Струкова – подробнее.
"У искусства нет цели – есть путь", – говорил Май Митурич. И здесь стремятся показать разные грани его творчества. Воспитанный в семье художников Петра Митурича и Веры Хлебниковой, он с детства рос в художественной среде. Рисовал с ранних лет, потом Полиграфический институт, и ,конечно, иллюстрация. Вот книги, знакомые нам с раннего детства, когда многие ещё и читать не умели – а картинки Митурича застревали в памяти.
"Кто с ним работал – Маршак, это Чуковский, это Снегирёв, это Барто, его все любили. Почему? Потому что он был большой ребёнок. И вот это его умение удивляться миру, мне кажется, привело его к тому, что он создаёт такие великолепные вещи, чем бы он не занимался", – рассказывает куратор выставки Мария Токарева.
Заядлый путешественник – Митурич с 60-х годов активно ездил в экспедиции по стране. Был на Камчатке, Сахалине, Курильских и Командорских островах, Белом море. Впечатления переносил в свои иллюстрации и произведения графические. Над которыми работал очень тщательно.
"Он рисовал бесчисленное количество копий и набросков, и черновиков, и всё это выбрасывалось. И для того, чтобы нарисовать одну-единственную картинку, для того, чтобы правильно там как-то цвет выявить или придумать персонаж изводилась просто тонна бумаги. И вот это всё выкидывалось в огромную коробку, которая стояла около стола", – говорит родственница художника М. Митурича Елена Ермакова.
Полтора года Митурич провёл в Японии, создал там множество работ. Там его любили, называли самым японским художником и подшучивали, говоря, что он, наверное, в прошлой жизни были японцем. И это, вероятно, повлияло на его взаимоотношения с бумагой.
"Удивительное качество – отношение к белой бумаге. Потом менял это качество. Смотришь даже здесь на пейзаже, небо – это другая бумага, чем внутри, внизу. То есть эта метаморфоза поведения бумаги. А он это очень чувствовал. И даже многие говорили, что он видит натуру изнутри", – отмечает художник Василий Власов.
На открытии выставки – ученики Мая Митурича, бывшие выпускники Полиграфического института, которые теперь живут в разных странах. И конечно, почитатели его иллюстраций. Кстати, Мая Митурича критиковали за странных персонажей, которых он изображал. Он парировал: ведь детям покупают книги взрослые. А детское восприятие совсем другое – в рисунках должна быть недосказанность, чтобы развивалось воображение.