Чем британский сериал "Переходный возраст" покорил критиков и зрителей
Британский мини-сериал "Переходный возраст" сразу после премьеры покорил зрителей и критиков в разных странах. Это история 13-летнего подростка, которого обвиняют в жестоком убийстве его одноклассницы. Как лента о семейной драме подняла самые острые темы современного общества – в авторской рубрике Станислава Анисимова.
Сериал "Переходный возраст" – обращение к классической теме насилия, задает острый и актуальный вопрос, какой же? Создатели этого сериала Джек Торн, Филипп Барантини и Стивен Грэм. Каждая серия, а всего их четыре, снята одним кадром, без монтажных склеек. Итак, ранним утром в дом водопроводчика врывается вооруженная полиция, они вытаскивают плачущего 13-летнего мальчика из кровати, и, к ужасу его родителей и сестры, увозят в участок. Его обвиняют в убийстве одноклассницы. Шок? Тщедушный мальчишка и страшное преступление.
В 2023 году 17-летний подросток Хассан Сентаму зарезал 15-летнюю девушку. И недавно получил за это пожизненный срок. На свою жертву Элиан Адам Сентаму напал с кухонным ножом возле торгового центра в лондонском районе Кройдон. Пугающая тенденция – убийства в среде подростков – привлекла внимание зрителей к этому сериалу.
Еще одна составляющая успеха сериала – гиперреалистичное изображение. Быт без прикрас. Это явление получило название "реализм кухонной мойки" и появилось в британском послевоенном кинематографе. Тогда документалисты пришли в игровое кино и привнесли свой стиль съемки в сложившуюся традицию глянцевого, эстетского изображения. В России аналогом этому явлению стала "чернуха" рубежа 80-х и 90-х.
Недоступность мира подростков для понимания взрослыми подчеркнута особым языком эмодзи. У родителей не вызывают подозрения невинные разноцветные сердечки, а ведь каждое из них наделено особым смыслом и значением. Их расшифровка – часть следственных действий, которые проводит полиция. Сериал снимали не в специальных декорациях, а в настоящих локациях. Например, в клинике. Отсюда особенности освещения и мизансцены. Они выстраивались так, чтобы не помешать оператору. Каждую серию репетировали три недели, а затем снимали одним планом. Каждый дубль – это заново отыгранная 50-минутная сцена. Так, эпизод разговора мальчика и психолога переснимали 16 раз.
"Зритель будто в реальном времени наблюдает за тем, что происходит. Здесь нет ощущения присутствия оператора за кадром", – уверен оператор-постановщик Мэттью Льюис.
По сути дела, перед нами универсальная притча о природе насилия – каких много. В кино и сериалах часто всплывает эта тема. Однако в Британии сериал был воспринят как остросоциальное высказывание. Зритель не задается вопросом: "Кто это сделал", а скорее: "Почему?". Главный вопрос, который возникает после просмотра сериала: что происходит с обществом, где подобные вещи становятся обычным явлением? Настолько, что им посвящают многосерийную драму.