2 июня 2025, 11:26 2 июня 2025, 12:26 2 июня 2025, 13:26 2 июня 2025, 14:26 2 июня 2025, 15:26 2 июня 2025, 16:26 2 июня 2025, 17:26 2 июня 2025, 18:26 2 июня 2025, 19:26 2 июня 2025, 20:26 2 июня 2025, 21:26

Эволюции творчества Мунка посвятили ретроспективную выставку в Риме

  • Картинка
  • Эволюции творчества Мунка посвятили ретроспективную выставку в Риме
  • Картинка
    Эволюции творчества Мунка посвятили ретроспективную выставку в Риме
  • Эволюции творчества Мунка посвятили ретроспективную выставку в Риме
В экспозиции – 100 работ, которые позволяют составить представление о своеобразии манеры художника.

Ретроспективная выставка Эдварда Мунка проходит в Риме. Представлено сто работ. От ранних меланхоличных портретов до поздних, почти экспрессионистских картин. Кураторы стремились показать эволюцию тревоги в творчестве мастера. О том, как Мунк стал отражением современного искусства, – Алия Шарифуллина.

"Крик" Эдварда Мунка – одно из самых цитируемых произведений мировой живописи и часть жизни каждого современного человека. Ежедневно миллионы людей используют эмодзи, вдохновленное полотном норвежского художника. Сегодня "Крик" работает не столько на Мунка, сколько против него, и доказать зрителю, что этот художник гораздо шире и глубже – задача этой выставки.

"Мы привыкли извлекать экспрессионизм из биографии художника, выворачивая картины глубоко личным наружу. Смерть матери и сестры, затем богемная жизнь, пьянство, нервный срыв и лечение в клинике, роковые любовные связи. Кажется, что этими обстоятельствами можно объяснить сюжеты картин Мунка. Но это иллюзия", – сказал куратор выставки Константино Д’Орацио.

Конечно, Мунк писал о себе, своих чувствах, страданиях, страхах. "Своим искусством я пытался объяснить жизнь и ее смысл самому себе – и хотел помочь разобраться в жизни другим", – говорил художник. Но творчество для него было делом осознанным: Мунк продумывал и выстраивал свои картины, передавая в них эмоции, но им не подчиняясь.

"Он был увлечен попытками объяснить, как работает зрение и как память влияет на то, что мы видим. "Мои картины, мои дневники, я пишу не то, что вижу, а то, что увидел" – одна из самых известных фраз Мунка. Можно сказать, что этот художник экспериментировал с нашим буквальным восприятием мира и помог увидеть то, что мы, возможно, видели и переживали, но для чего у нас не нашлось слов, пока он нам это не показал", – пояснила куратор выставки Патриция Г. Берман.

Мунк много раз писал и переводил в графику одни и те же сюжеты, стремясь создать нужное, самое острое впечатление. При этом свои произведения воспринимал как собственных детей: рассердившись, он их наказывал. Например, так называемым лошадиным лечением: Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь.

"По одной из версий, такая "обработка" полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей, потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Вообще, Мунк был неутомимым экспериментатором: он сильно разбавлял масляные краски, добавлял туда мел, использовал яичную темперу. Он прибегал к любым рациональным и нелогичным средствам, чтобы привлечь наше внимание и к поверхности картины, и к нашим собственным импульсам", – добавила Патриция Г. Берман.

Это первая за последние 20 лет выставка Мунка в Риме. В экспозиции – 100 работ – достаточно, чтобы не только составить представление о своеобразии манеры Мунка, но и проследить эволюцию его творчества. Оставаясь верным себе, Мунк менялся и как человек, и как художник вместе с современным ему миром и с искусством, призванным, как утверждали модернисты, отражать эту самую современность.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация