"Вода в искусстве. Вода в усадьбе" – новая выставка музея-заповедника "Архангельское"
"Вода в искусстве. Вода в усадьбе". Новая выставка музея-заповедника "Архангельское" не ограничивается стенами "Ботанических оранжерей": произведения искусства разместили и в парке. На участие в экспозиции было подано почти триста заявок. С художниками, которые прошли отбор, пообщалась Анастасия Павлова.
Глаза Лары Федотовой и её помощников каждый раз светятся от радости, когда они создают новую лунограмму — так художница называет свои работы. Всё началось 8 лет назад: тогда она впервые опустила фотобумагу в воду Москвы-реки, луна засветила листы и проявился рисунок. Эти первые работы она и показывает на выставке. С тех пор опускала бумагу еще в Енисей, в заброшенные озера с серной водой.
"Каждый новый лист фотобумаги, с серебряной фотоэмульсией, которая погружается в реку, на нем остается совершенно разное изображение, это артефакт, слепок мгновения", – рассказывает художница Лара Федотова.
Стихия, с которой связывают происхождение Вселенной. Символ плодородия, возрождения и мудрости. Со сложным характером и противоречащими формами. Вода для владельцев усадьбы Архангельское всегда была важным элементом организации жизни – здесь били фонтаны, была возведена водовзводная башня, работала паровая машина и водопровод, который появился в конце XVIII века, пока большинство жителей страны пользовалось водой из природных водоемов.
"Мы хотели обратить внимание наших посетителей на то, что все то, что мы сейчас считаем абсолютно естественным, когда-то это было просто на пике развития техники, поэтому у нас есть и чертежи паровых машин, и даже чертежи и разрезы этих труб, которые сюда заказывали", – поясняет куратор выставки Ольга Нестерцева.
Парковое пространство стало площадкой для диалога между классическим и современным искусством. Художники с уважением отнеслись к прошлому и переосмыслили его.
"Рассмотреть воду с точки зрения сущего и утилитарного. То, во что она превратилась сегодня. И работали с формой пластикой труб", – делится художница Мила Нишатова.
Ангелочки на трубах, стеклянные капли, следы на воде. История, застывшее время, библейские сюжеты. Импульс современным художникам давал случайный пейзаж, открытка с признанием в любви из Венеции, древняя техника, в которой работал еще Альбрехт Дюрер – офорта. Или геометрия. Например, Екатерина Пономарева – художник-керамист – такими глиняными фигурами с плавным переходом цвета изобразила водопад.
Екатерина Пономарева, художница: "Не хотелось передать структуру и ритм водяного потока, когда он переходит с одного уровня на другой".
Александра Бешко создает узоры на хлопковой ткани особым способом фотопечати – цианотипией – рисунок получается благодаря светочувствительным солям железа. Опираясь на работы морского биолога Уоллеса Николса, художница исследует влияние воды на человека, на его психоэмоциональное состояние и тело.
Александра Бешко, художница: "Человек входит в некое медитативное состояние, когда он смотрит на эти работы: синий цвет успокаивает, расслабляет и переключает внимание со стрессовых факторов".
25 работ под крышей, 18 по всей территории парка. Здесь разные стили и направления, которые стремятся увековечить стихию – в пластике, стекле, тканях, и даже вылепить всплеск воды вручную, а журчание ручья оставить на металле.