"Скажи мне, где цветы" – выставка работ Ансельма Кифера в Амстердаме
В Амстердаме проходит ретроспективная выставка работ Ансельма Кифера – представителя первого послевоенного поколения немецких художников, которые осмысливали вопросы идентичности нации после краха Германии. Как художник преодолевает боль прошлого – в материале Алии Шарифуллиной.
Ансельм Кифер – это не про красоту и оптимизм, не про гладкую поверхность холста и "тончайшее прикосновение кисти", это про боль, землю, войну, смерть, память и дух человеческий. Художник вырос на руинах империи Третьего рейха, остро переживая и переосмысляя это наследие. Подобно геологу, исследующему древние напластования горных пород, Кифер выстраивает свое пространство из множества слоев истории и культурной памяти, делая основным изобразительным принципом палимпсест.
"Мое творчество – это не манифест, а попытка пережить эмоции. Я все время расковыриваю открытую рану, которая никак не затянется, а наоборот, становится только глубже из-за происходящих в мире событий. Однако я верю, что если есть руины, то всегда можно начать сначала", – поделился художник Ансельм Кифер.
Полотна у Кифера огромные. Сама тема требует соответствующих форматов. А материал для живописи не только масло, но и земля, пепел, стекло, металл, засушенные цветы… Многословный сложный рассказ. Экспрессивные полотна будто бы лет 500 пролежали на дне океана. Ощущение стихийности и нерукотворности. Кажется, сама природа бороздила холсты килограммами красок, пенила и вздувала, поливала горячим свинцом и калила ржавым железом.
"Творческую манеру Кифера нередко сравнивают с Ван Гогом – за очевидную трехмерность и невероятную силу воздействия на зрителя. На этой выставке мы хотели показать, что эти два художника очень близки, несмотря на отличие в масштабе полотен и их цветовом решении. Кифера всегда интересовало то, как Ван Гог трансформирует свои переживания в творчество", – рассказал куратор выставки Эдвин Беккер.
Выставка о "нидерландском следе" Кифера. В 18 лет он выиграл стипендию на путешествие и проследовал по маршруту Ван Гога из Нидерландов в Бельгию и Францию. Сделал около 300 рисунков и подробно описал путь в личном дневнике. На этой выставке впервые показаны портреты и пейзажи из ранней серии Кифера вместе с работами знаменитого голландца. Иногда вдохновение Ван Гогом почти буквальное: Кифер часто повторяет сюжеты его картин и использует соцветия подсолнуха в качестве материала для своих работ.
"Название моей выставки отсылает к знаменитой песне Пита Сигера "Где все цветы теперь?", которая благодаря исполнению Марлен Дитрих стала главным антивоенным гимном XX века. Эта песня все время звучит у меня в голове, там есть такая строчка: "когда же они наконец научатся?"… Сегодня XXI век, а мы так ничему и не научились", – добавил Ансельм Кифер.
Для этой выставки объединились два амстердамских музея – Музей Ван Гога и Стеделейк. Проект включает более 25 произведений, редкую графику и новые инсталляции художника, отсылающие не только к истории и литературе, но и к эзотерическим учениям, алхимии и каббале. Живописная речь, которую, по совету самого Ансельма Кифера, нужно не созерцать, а читать.