Новая постановка "Бориса Годунова" – на фестивале "Зарядье"
Новая постановка "Бориса Годунова" стала одним из самых обсуждаемых событий Летнего музыкального фестиваля "Зарядье". Опера Мусоргского прозвучала в сопровождении Московского государственного симфонического оркестра под управлением Ивана Рудина. По словам режиссера Сергея Новикова, идея спектакля – взглянуть на известные исторические события с совершенно иной стороны. Подробности у Дженнет Арльт.
Год назад опера Мусоргского "Борис Годунов" открывала Второй летний фестиваль "Зарядье". Тогда – в концертном исполнении. И вот новый этап – полноценная постановка с декорациями, костюмами, и настоящей звонницей.
Ставить "Бориса Годунова" в концертном зале, даже таком технологичном как Зарядье – задача не простая.
"Режиссёрские решения, они должны быть адаптированы под и технические, технологические возможности концертного зала "Зарядье". У нас нет кулис, мы, конечно, не являемся театром. Поэтому мы всегда смотрим в сторону современных трактовок, в сторону того, чтобы опера выглядела современно", – отмечает дирижёр, худрук МГСО, ген. директор Московского концертного зала "Зарядье", заслуженный артист РФ Иван Рудин.
Режиссёр-постановщик Сергей Новиков называет этот спектакль оперой – расследованием. Основная идея – посмотреть на эпоху правления Годунова с другой стороны: на большом экране транслируются исторические справки, которые заставляют зрителя не однозначно оценивать происходящее на сцене, а делать собственные выводы.
"Фигуру Борис Годунова, историческую фигуру, историческую личность раскрыть более полно, уйти от стереотипного восприятия и рассказать о том, что вообще-то Борис Годунов, подходя к своему восшествию на престол, 15 лет управлял государством. И за это время были построены города на севере, на востоке, на западе, на юге страны. Страна значительно расширилась, восстановилась свой международный авторитет", – рассказывает режиссёр-постановщик, начальник Управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков.
Заглавная партия – у Ильдара Абдразакова. Музыкальный портрет царя Бориса в его исполнении отточен до мелочей – в последние 7 лет он выходил в этой роли на лучшие сцены мира – Ла Скала, Большого и Мариинского, Парижской национальной оперы, Оперы Монте-Карло.
Атмосферу Смутного времени – тёмного и страшного – поддерживают артисты Государственного Хора имени Свешникова и Детского хора имени Попова. Главные партии исполняют известные оперные певцы, солисты ведущих российских театров, рядом с ними – молодые артисты. Алексей Тихомиров исполнял все басовые партии оперы Мусоргского – начиная от царя Бориса и заканчивая бродячим монахом, в этой постановке – он летописец Пимен. И впервые увидел его историю совсем другими глазами.
"Мой герой говорит: "Ох, не видать такого нам царя, прогневали мы Бога, согрешили, владыкою себе цареубийцу нарекли". Ну, не доказано же, а он уже строчит в своей летописи и передаёт это дальше новому поколению. Так что история требует кропотливого изучения", – делится солист театра "Новая Опера" им. Е. В. Колобова, солист Московского музыкального театра "Геликон-опера" Алексей Тихомиров.
На фестивале "Зарядье" "Борис Годунов" предстал не просто спектаклем, а живым диалогом с историей.