Исполнилось 95 лет со дня рождения Ильи Глазунова
Исполнилось 95 лет со дня рождения Ильи Глазунова. Народный художник СССР основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, выступил одним из инициаторов создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. С коллегами и учениками мастера встретилась Юлия Струкова.
Выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества Андрей Коробцов начал работу над мемориальной доской. Она будет установлена на доме в Калашном переулке в Москве, где была знаменитая мастерская Ильи Глазунова. В основе композиции – его автопортрет. Глазунов изображен со своей женой Ниной. Андрей Коробцов говорит: благодаря Илье Глазунову он стал художником.
"Он регулярно проводил конференции в здании Академии для студентов, где рассказывал о предназначении художника, о своём пути. Это очень вдохновляло меня. До сих пор в какие-то моменты кризиса творческого я беру книгу "Россия распятая", которую Илья Сергеевич написал, и она мне помогает", – комментирует скульптор Андрей Коробцов.
В Доме Моссельпрома в Калашном переулке на верхнем этаже Илье Глазунову выделили помещение под мастерскую. Здесь он создавал свои самые значительные работы. Чтобы взглянуть на "Царевича Дмитрия", "Ивана Грозного", "Мистерию XX века" стояли очереди вокруг Манежа.
"Вот здесь, например, от стены до стены стояла в 75 году "Мистерия XX века", которая была огромным чёрным холстом сначала, потом стали появляться все персонажи, – и сюда все приходили её с трепетом и даже некоторым страхом смотреть", – рассказывает сын И. С. Глазунова, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, народный художник РФ Иван Глазунов.
Наличник от снесённого дома на площади трёх вокзалов. Рядом – часть собрания икон. Глазунов не был коллекционером, он спасал то, что должно было пойти на дрова. Спасено было много образов.
"Они с мамой несли знаменитую икону "Георгий Победоносец", которая сейчас в музее, обвязав веревкой с двух сторон – ещё не было ни машины, ничего. До ближайшего шоссе, откуда-то из под Переславля-Залесского", – делится сын художника.
Недавно в кладовке Иван Ильич обнаружил портрет князя Игоря и первый вариант картины "Царевич Дмитрий". До сих пор семья Глазуновых изучает содержимое огромных папок с эскизами картин, графики, театральных декораций Ильи Глазунова и его жены Нины Виноградовой-Бенуа.
"Нина Виноградова-Бенуа – она из художественной династии Бенуа. Вот, кстати, недавно тоже папа нашел здесь портрет, который дедушка делал с Нины, незаконченный: здесь как будто даже намечены лица детей – Веры, Вани. и бабушка прописана только часть лица!", – говорит внучка И. С. Глазунова, художница Ольга Глазунова.
Часто эскизы, сделанные Ниной, становились основой для больших произведений Ильи Глазунова. Она была женой и музой. Их дети и внуки продолжают популяризировать русское искусство. Так же, как это делал Илья Сергеевич, к которому постоянно обращались за поддержкой.
"Кто-то приходил, значит, попросить денег на какую-нибудь брошюру, кто-то приходил там из какого-нибудь посольства, надо было принять, кто-то из Министерства культуры – это был бесконечный процесс – с утра до поздней ночи. Я в детском возрасте в Домжур знаменитый бежал с огромной финской кастрюлей за бифштексами, чтобы подносить вот только людям для трапезы", – отмечает художник.
В башне мастерской есть выход на крышу, с которой открывается панорамный вид на Москву. Которым отсюда любовались священники, писатели, артисты, режиссеры. Здесь были Рената Скотто, и Николай Бенуа, Сальваторе Адамо, Лукино Висконти и другие знаменитости.
"Кремль. Его грела вот эта близость к этим замечательным куполам, к башням, которые он любил как часть истории", – вспоминает Иван Ильич.
Эти купола и башни Илья Глазунов считал частью своей биографии. И писал, что он, петербуржец по рождению, стал русским именно в Москве.