Сезон начался с потерь: волгоградские пасечники жалуются на гибель пчел из-за обработки полей
"На прилете придет, лапки должны быть желтенькие – это обножку носит", – говорит пчеловод Александр Кузурман.
Обножка – пыльца, которую пчела приносит в улей кормить своих полосатых деток. Эти труженицы по природе своей "сложа лапки" сидеть не могут. Буквально накануне плодами труда пришлось "делиться". Пчеловод Александр Кузурман качал на пасеке первый в этом сезоне мед.
"Красота какая! Это уже откаченные рамочки. Если бы вы успели на качку, было бы веселее, блины были были бы с медом", – шутит пчеловод Александр Кузурман.
С весны пчеловоды со своими тележками кочуют в поисках медоносов. Чернышковские по-соседски объезжают и Ростовскую область. Здесь "стояли" на акации, с которой и взяли первый сладкий урожай. В самую пору цветения ударил мороз – белые душистые кисти пострадали. Меда не густо.
"Нормально. Я сильно не обижаюсь. Два улика скачиваю, получается фляга. Когда сильный "взяток", с улика снимаем целую флягу 50 килограммов", – отмечает пчеловод Александр Кузурман.
Мед с акации долго не кристаллизуется, будет жидким, будто только с медогонки.
Начало сезона омрачилось гибелью пчелиных семей. Здешние пчеловоды делятся видео и подсчитывают убытки.
"Знаю, сколько у нас пасек, в месте, где стоим, четыре пасеки ушли. Осталась пчела нелетная. По-новому, может, восстановится", – говорит пчеловод Александр Кузурман.
Страдает пчела от химических обработок полей.
У аграриев и пчеловодов выгода взаимная. Пчелы опыляют поля, пасечники получают мед. В российском законодательстве предусмотрена ответственность для виновников пчеломора, если удастся доказать, что правила обращения с агрохимикатами были нарушены.
"Узнаем чьи поля, оставляем телефон, если что будут опрыскивать – позвонить. Если не предупредили – они виноваты, если мы не предупредили – мы виноваты. Есть хорошие, предупреждают. Но еще ветер. Стоим далеко, а он поднялся. Они опрыскали, а он сюда. И еще пчеле не прикажешь, куда лететь", – рассказывает пчеловод Александр Кузурман.
Что в последнее время особенно беспокоит: на заросших полях все чаще с сорняком борются не вспашкой, а химобработкой.
"Второй год начали траву травить, действует не только на пчелу, на жучков, на все подряд. Сильные потравы. Поле засеяно, на следующий год отдыхает, мы привычные. А тут поле желтое, значит, опылили, становиться нельзя", – поясняет пчеловод Александр Кузурман.
Больной вопрос о потравах пчеловоды ежегодно поднимают на Всероссийских съездах АККОР. Призывают к взаимодействию законодателей, сельхозпроизводителей и ученых, настаивают на глубоком исследовании последствий такого воздействия на природу.
Здесь пчелы последние дни довольствуются окрестным небогатым сейчас разнотравьем. Впереди переезд на новое место. В "летнем меню" на ближайшее время – сафлор (пчеловоды приметили поля) и цветущий кориандр.
"Мед вкусный. Но она на нем злая, надышится, не только в маске – костюм весь надо надевать, дерется", – говорит пчеловод Александр Кузурман.