Межмузейная выставка "От Айвазовского до Кандинского" открылась в Серпухове
"Море великих. От Айвазовского до Кандинского" – это уже третья большая выставка Серпуховского историко-художественного музея, подготовленная при участии крупнейших собраний страны. Два века отечественной живописи, 70 работ и – одна стихия, тяга к которой так же загадочна, как и непобедима. Антон Николаев осмотрел экспозицию.
Серпуховский историко-художественный музей приглашает совершить морскую прогулку вместе с классиками жанра, полотнами которых на время поделились столичные музеи. Непревзойденный Иван Айвазовский – сразу несколько картин, зрители найдут в них всё, за что любят художника. В первую очередь эффектно написанное море, которое не отличить от настоящего.
"Он говорил, что эту стихию невозможно и не стоит даже пытаться писать на берегу с натуры. Поэтому его картины это всегда удивительные по эффектам – красочным, живописным – произведения, но всегда это море чудесное. Всегда прозрачная вода. Если буря, то это, скорее, не драма, а мелодрама", – пояснила куратор выставки Светлана Усачёва.
Еще один знаменитый русский художник-маринист Алексей Боголюбов. Выпускник морского кадетского корпуса, он служил в числе офицеров на пароходе-фрегате "Камчатка". Там его рисунки увидел Максимилиан Лейхтенбергский, президент Императорской академии художеств, и посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству. На этой картине из собрания Серпуховского музея Боголюбов изобразил спуск на воду яхты "Форос". Она принадлежала русскому купцу и меценату Александру Кузнецову, владельцу имения Форос, неподалеку от которого он выстроил церковь Воскресения Христова.
"Кузнецов передал фотографию яхты "Форос" Боголюбову, потому что Боголюбов был непосредственным участником первого спуска. Его очень часто приглашали на такие события, которые были связаны с кораблями, постольку по первому образованию он был морским офицером", – рассказала искусствовед, зав. редакционно-издательским отделом Серпуховского историко-художественного музея Мария Трошина.
Морскую волну кураторы выставки отыскали и в творчестве таких художников, как Василий Поленов. Эту небольшую работу художник написал в 1874 году в Нормандии. А Исаак Левитан в 1890 побывал на Средиземном море и оставил на память вот эту картину. А вот не столь известный, как Айвазовский и Боголюбов, художник Руфин Судковский, но сам Айвазовский отзывался о нем как о выдающемся мастере. На выставке представлены две работы художника. Это копия картины Боголюбова, изображающая эпизод Русско-турецкой войны.
"Вот небольшой пароходик "Веста", оснащенный несколькими пушками, сумел дать бой огромному турецкому крейсеру, великолепно оснащенному орудиями, сумел его измотать, увлечь за собой в погоню, обстрелять и поджечь", – пояснила главный хранитель Серпуховского историко-художественного музея Татьяна Быкова.
За морскую тематику в искусстве начала ХХ века и в советский период на этой выставке отвечают художники Коровин, Кандинский, Лентулов. Морская стихия как таковая здесь отходит на второй план. Да и география смещается от южных теплых морей к северным. Эта картина из собрания Третьяковки ученика Шишкина и Куинджи Александра Борисова – первого в мире художника, который запечатлел в красках Арктику.