Иран 45 лет живет под санкциями и в ожидании бомбардировок
Специальному корреспонденту ВГТРК Александру Рогаткину в пятницу исполнилось 50. Прекрасный муж и отец многодетной семьи, Александр – удивительный репортер. Кажется, он видит то, что не дано другим. Чудесным образом разглядывает это, показывает и находит слова, разыскивает необычных героев, и зрители вместе с автором совершают открытие.
Сравнить дар Александра можно на таком примере: есть невидимые явления природы, например, радиация. А если бы нашелся человек, который видит эти лучи? Так и Рогаткин обладает такой чудесной способностью – разглядеть, тепло рассказать, да еще и вдохновить.
Александр Рогаткин снимал и в Иране. В 2018 году сделал большой фильм к 40-летию исламской революции.
Иран 45 лет под санкциями и в ожиданиях бомбардировок от дяди Сэма. Не важно, что удар нанес Израиль, здесь знали заранее, чьи это будут ракеты и самолеты.
"Вся коррупция, которая есть в мире, все разрушения – это всё США. Это главный шайтан! А Израиль в нашем регионе просто выполняет политику Америки", – говорит имам Али Акбар Абоди.
Наглядная пропаганда годами вплеталась даже в знаменитые персидские ковры: вот американский орёл распластал крылья над черепами, а чаша терпения до краев переполнена человеческой кровью.
"Ковер этот хотели подарить в ООН, но там отказались его принять – испугались обидеть Америку", – отмечает владелец ковровой мастерской Камал Араб-заде.
Санкции напрямую ткацкую мастерскую не касались, но из-за общей экономической ситуации заказов на ковры было меньше.
"К сожалению, государственной поддержки нет. Очень тяжело, но мы терпим, просто терпим", – отметил владелец ковровой мастерской.
Иран раньше уже был отключён от международной банковской системы SWIFT. Сейчас её тоже блокируют, если это касается расчетов за проданную нефть.
"Сейчас Россия и Китай уже начали делать международные переводы без американских и западных банковских систем. Тем более, у нас с Китаем самый большой нефтяной оборот. И они расплачиваются своими национальными деньгами – юанями", – отметил Мухаммад Хоссейн Ансарифард.
Иностранные кредитные карты – VISA и Mastercard здесь не работают, но Иран еще несколько лет назад разработал собственную систему денежных переводов внутри страны.
"Никакой проблемы у нас нету, живем как раньше жили. Может быть, международные карты заблокировали, но это внутренних не касается, ими работаем и никаких проблем", – сказал житель Тегерана Махди Араб.
Этими картами можно расплатиться в торговых центрах. Также свободно продаются айфоны.
"Я не специалист по технике – что и как можно разблокировать… Но тут люди продают-покупают “Эпл” – и у них проблем нет", – заявил продавец телефонов Хади Ханифа-заде.
Здесь любят говорить, что тегеранский рынок на пересечении торговых путей передней Азии появился за 6 тысяч лет – и до американских экономических санкций, и до открытия самой Америки.
Полицейских и сотрудников спецслужб на рынке едва ли не больше, чем покупателей. Когда мы там были, торговцы возмущались тяжелой экономической ситуацией: постоянно митинговали и устраивали погромы.
"Доллар подорожал, аренда – тоже. Этот кувшин только за день вдвое вырос в цене. Покупателей нет совсем", – отметил продавец посуды на рынке Мухаммад.
Кто-то во всем обвинял правительство, совершенно не стесняясь сотрудников Корпуса стражей исламской революции. Они сопровождали на рынке нашу съемочную группу.
"Это Иран виноват, потому что не хочет вступать в переговоры и продолжает свои враждебные действия. Америка такая сильная страна, она не нуждается в нас, это мы нуждаемся в ней", – сказала на рынке домохозяйка Фатима.
Вот на таких торговцев и недовольных домохозяек и рассчитывал израильский премьер-министр, обращаясь, после ракетного удара к иранскому народу и призывая к мятежу.
Страна не однородна и многонациональна. Поэтому шатают изнутри.
"Америка во всем виновата. Они залезли в Ирак и разрушили его, залезли в Сирию, теперь и к нам хотят", – заявил продавец посуды на рынке Мустафа Хасанванд.
Не все иранцы верят в демократические ценности, вспоминая политические тюрьмы прозападного шаха Пехлеви.
В 53 году монарх разогнал собственное правительство премьер-министра Мосадыка. Оно готовило национализацию нефтяной промышленности Ирана. Пехлеви заключил сделку с международным консорциумом, по которой половина доходов уходила крупнейшим западным компаниям: "Бритиш Петролеум", "Шелл" и прочим. Все политические движения, кроме партии власти, были запрещены.
Несогласных отправляли на дыбу в секретные тюрьмы. В 1957 году при содействии ЦРУ была создана тайная полиция Савак.
Ахмат Шейхи что только не перепробовал на себе – и электрический стул, и иголки под ногти. Нефть не должна была принадлежать одному Ирану.
"Завязывали глаза, завязывали руки, завязывали ноги и кабелем били по ногам. А еще подушкой закрывали голову – чтоб не орал", – говорит бывший политзаключенный Ахмат Шейхи.
В 79 году исламская революция свергла шаха, и "сырьевая сделка" с международным нефтяным консорциумом была расторгнута. И вот уже 45 лет Иран благодаря собственным углеводородам вполне справляется с санкциями и успешно проводит модернизацию вооруженных сил. Армия полностью обеспечена самыми современными беспилотниками. А баллистические ракеты комплекса Священной обороны, – выше минаретов соседних мечетей.
Всё это создано в Иране, несмотря на жесточайшие санкции. Так, ещё с середины 90-х годов прошлого столетия на базе северокорейских ракет "Нодон" начали разрабатываться баллистические ракеты "Шахаб-3" – дальностью полёта до 2 тысяч километров.
Твердотопливная ракета "Седжил" уже летит на 500 километров дальше и способна достичь Европы.
"В общем, и все американские базы, и союзники США – они все под прицелом. Наши возможности и наши ракеты достанут до них", – отмечает бывший генерал корпуса стражей исламской революции Хоссейн Канани.
Канани вспоминает былые времена.
- Вот я, а вот аятолла Хомейни, – говорит он.
Телефоны из бункера времён войны с Ираком и копия легендарного меча Зульфикара с раздвоенным лезвием, который принадлежал брату пророка Мухаммеда – Али, самого почитаемого у шиитов. В честь меча назван и основной боевой танк Ирана.
"Сорок лет назад мы не умели делать даже миномет, а сейчас у нас есть ракеты дальностью 2 тысячи километров. Лидер нашей страны сказал: если будет хоть один удар, – в ответ получите 10", – отметил Канани.
В Иране никто не подтвердит, что страна разрабатывает ядерное оружие. Здесь только выскажут недоумение, почему наличие атомной бомбы для того же Израиля или соседнего Пакистана может быть гарантией безопасности, а для Ирана нет?
"Нам не нужна атомная бомба, у нас есть оружие, которое намного важней, чем ядерное. Это наша вера. Наша вера нам помогла выстоять в войне против Ирака, когда его весь мир поддерживал", – указал депутат парламента, глава ирано-российской группы Али Собханифар.
А уникальное географическое положение страны может быть еще и посильнее атомной бомбы. Иран ведь держит под контролем весь Персидский залив.
Ормузский пролив – едва ли не главная артерия мировой экономики. По ней бесконечно снуют танкеры с нефтью.
Тегеран способен доставить немало хлопот всему миру, перекрыв самое узкое место Персидского залива. И тогда можно будет только догадываться, насколько подскочат мировые цены на нефть и газ. И в какую пропасть рухнет вся мировая экономика.