"Авангард. Китч. Классика" – первая ретроспектива Ильи Машкова в Третьяковке
"Авангард. Китч. Классика" – название первой ретроспективы Ильи Машкова в Третьяковской галерее отражает разнообразие творческих поисков художника. Экспозиция объединила две сотни произведений, хранящихся в собраниях России и стран бывшего СССР. Ксения Луженкова продолжит.
Современники писали: "Масляные краски повинуются Машкову". Русский Матисc, авангардист-новатор и классик соцреализма, он объединил в живописи ведущие традиции двадцатого века. Вслед за Сезанном он создает формы и объемы за счет резких цветовых контрастов и композиционных решений, как, например, на картине "Синие сливы".
"Зрителю предоставляется возможность увидеть вещь в сложном ракурсе и наблюдать их последовательное распределение по линии круга. Сезанн считал, что три основные формы – круг, квадрат и треугольник и есть та основа, за которой стоит следовать современным художникам", – рассказала куратор выставки Наталья Васильева.
На полотне "Дама с контрабасом" художник добавляет в изящную композицию алогичную деталь – тыкву, рифмуя ее по цвету с чулками дамы и тенью на стене. Машков эпатирует, прибегая к приему "синтетической картины". На стене, за героиней, – написанный им в реальности пейзаж. Феномен китча, сочетание несочетаемого, воплощены и в кубо-футуристическом портрете художника Мильмана.
"Часто эту работу воспринимают неправильно, как авангардный жест. На самом деле, она написана в 16-м-17-м годах, когда так уже не работали. Уже все в супрематизм ушли. А Машков говорит: а вы что тут, а в футуризм не играем, да? Я я играю. И сделал. И прием сделал замечательную вещь – ритмичную, живописную, вибрирующую", – отметил куратор выставки Кирилл Светляков.
Архитектоника выставки позволяет зрителям сравнить, как художник в произведениях разных периодов воплощает один и тот же образ, сюжет или технический прием.
"Какие-то мотивы, приемы – они у него оказываются, переходят из десятилетия в десятилетия, продолжают интересовать его на протяжении всей его творческой жизни. И это своего рода интеллектуальный ребус", – объяснила заместитель директора Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.
В разных натюрмортах, пейзажах и портретах Машков использовал один пластический мотив – закругление силуэта. Впоследствии "Тыква" пополнила коллекцию Третьяковской галереи. Именно натюрморты стали любимым жанром живописца.
Своих студентов Илья Машков учил самостоятельно делать краски и грамотно работать со светом. Говорил, что правильно выставленный натюрморт – это уже почти написанная картина. Художник сочинил свод правил: строго воспрещается в моей мастерской говорить следующее: не нравится, устал, не знаю, не умею. Илья Машков считал четкое следование определенному стилю ненужным ограничением. Искусство для него рождалось в пересечении традиций.