В Театре кукол им. Образцова поставили спектакль о Генрихе Шлимане
Театр кукол Сергея Образцова, как это ни странно, напоминает нам об археологе, предпринимателе, авантюристе Генрихе Шлимане. Ну, вы знаете, примерно 150 лет назад он провел раскопки в Малой Азии и объявил, что нашел древний город Троя, с дворцом последнего правителя Трои Приама, нашел даже золотой клад Приама. Потом стало выясняться, что всё найденное намного старше Трои, которую изобразил Гомер. А Шлиман, между прочим, своими раскопками разрушил несколько культурных слоев, уничтожил множество артефактов, землю перекапывали грубыми лопатами простые рабочие. Автобиографии Шлимана тоже доверяют далеко не все. Историю о нищем мальчике, который с детства мечтал найти гомеровскую Трою, многие ученые считают красивой легендой. Но всё это нисколько не смутило Екатерину Образцову в театре кукол. В ее спектакле Шлиман – симпатяга, мечтатель, идеалист.
В Трою вслед за Шлиманом. Путешествие во времени. Античность и XIX век. Мечты и грезы юного Генриха, для которого эпические поэмы Гомера стали путеводной звездой. Режиссер-постановщик Екатерина Образцова, написавшая пьесу, тоже мечтала стать археологом и даже ездила на раскопки. Генрих Шлиман – ее кумир.
"Я очень много прочла и о Шлимане, и Шлимана, и, конечно, Гомера, и тут еще в спектакле стихи. Почему называется "Троя. Впечатление"? Вам говорят: "Троя" – что у вас возникает первое? Это еще и стихи русских поэтов о Трое", – поделилась режиссер-постановщик, автор пьесы, заслуженная артистка РФ Екатерина Образцова.
История Трои сплетается с жизнью Генриха Шлимана, посвятившего свою жизнь поиску древнего города.
"Сначала из ничего, из болезней и нищеты сделал себя, на наши деньги, наверное, даже миллиардером, настолько он был богат в то время, а потом в 40 лет еще раз пересобрался и стал археологом. И здесь достиг высот и величия", – сказал актер Александр Городиский.
В этом спектакле гомеровский текст звучит на древнегреческом. Мир Шлимана – в серых тонах, артисты на сцене работают без кукол. Мир Трои – золото и песок – фантазии Генриха Шлимана в исполнении кукол.
"У нас всё начинается с раскопок, с небольшой песчаной горки, из которой потом будут рождаться все персонажи; город Троя, который он представляет себе; Гомер, который больше него", – рассказала художник-постановщик София Егорова.
И на куклах, и на актерах – украшения из клада Приама. Это копии подлинных сокровищ, обнаруженных Шлиманом во время раскопок. В спектакле золото Трои – как связующая нить между образом Елены Прекрасной и возлюбленными Генриха Шлимана.
"На протяжении всего спектакля Шлиман ищет свою Елену Прекрасную. У него была детская влюбленность – Мина, потом появилась Екатерина Лыжина. Он женился на ней. Это был первый брак. И, в конце концов, он нашел свою Софию, свою Елену Прекрасную", – отметила актриса Екатерина Малетина.
"В общем, она играет всех моих возлюбленных – от детских до старческих", – добавил Александр Городиский.
Авторы постановки говорят: их спектакль о том, что в любые времена человек должен мечтать и, как когда-то Шлиман, идти за своей мечтой. Ведь только так можно найти свою Трою.