На исторической сцене Большого представили "Аиду" Джузеппе Верди
Мариинский театр представляет на исторической сцене Большого "Аиду" Джузеппе Верди. Так два главных театра страны отмечают 150-летие первого показа оперы в России. Над масштабной постановкой, в которой задействовано около 300 артистов, работала международная команда под руководством Валерия Гергиева. Продолжит Дженнет Арльт.
"Аида" – опера, созданная для того, чтобы поражать. Настоящая театральная вселенная Верди, воплощённая с фараоновским размахом. Эти костюмы и декорации – тонкая стилизация восточной сказки, в которой есть война и любовь, жестокость и страсть, и бесконечный, не имеющий решения, конфликт.
"Главный конфликт в этой опере очень простой. Частная жизнь и политика. Например, Радамес просто уничтожает себя ради любви. Во втором акте он герой, в третьем акте он уже предатель из-за любви к Аиде. Это очень важная тема во многих операх Верди – в "Риголетто", в "Дон Карлосе", в "Аиде" и других. На этой земле счастье и любовь невозможны", – говорит режиссёр Джанкарло Дель Монако.
"Аида" пережила сотни режиссерских интерпретаций – от больших спектаклей с пирамидами, грудами песка и даже верблюдами – до аскетичных современных постановок, переносящих события Древнего Египта в наше время. Режиссёр Джанкарло Дель Монако пошел иным путём: стержнем его сценографии стала архитектура – величественные статуи высотой 12 метров, словно созданные из вулканического камня, стены египетского храма с иероглифами, в которых – история войн и побед.
"Я играю царя, конечно, я чувствую, что даже я вот по сравнению с этими статуями я маленький какой-то, совершенно незначимый такой человечек", – делится солист Молодёжной оперной программы Большого театра Андрей Прысь.
Сюжет Аиды – результат творческой фантазии Верди, который был не только композитором, но и одним из авторов либретто. Созданная по заказу наместника Египта Исмаила Паши для Каирского оперного театра в 1871 году, она должна была стать гранд-оперой, но в канву большого спектакля о войне между Египтом и Эфиопией композитор добавил и личную драму: влюбленная пара – предводитель египетского войска Радамес и дочь его врага Аида – в ситуации выбора между любовью и преданностью каждый своему народу.
"Музыка, конечно, она в себе уже содержит все эмоции твоего персонажа и других героев, и можно даже не слушать слов, и в музыкальном материале уже вся эта экспрессия, вся нежность, вся любовь", – рассказывает солистка оперной труппы Мариинского театра Зинаида Царенко.
В главных партиях заняты как признанные мастера, так и молодые певцы, здесь объединены силы Мариинского и Большого театров. По 100 человек хора и миманса, балетная труппа, солисты.
"Это дорогой, огромный, ну и захватывает воображение спектакль. Я редко хвалю спектакли, но здесь я хвалю не свою работу дирижёрскую, и даже не работу оркестра, но для голосов созданы все возможности, чтобы они могли проявить себя в невероятным оформлении", – отмечает ген. директор Большого театра, худрук – директор Мариинского театра, народный артист России Валерий Гергиев.
Премьера "Аиды" в постановке Джанкарло дель Монако прошла в Мариинском театре в феврале этого года. Тонны декораций и костюмов, и даже живой питон – всё, до последней детали перенесли на Историческую сцену Большого. "Аида" того требует.