В Омске представили выставку "Дорогие товарищи женщины!"
"Дорогие товарищи женщины!". Выставка, посвящённая женщинам советской эпохи, открылась в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля. В экспозиции – работы ведущих советских художников из пяти музеев Сибири и Урала. О спортсменках, комсомолках, отличницах и музах – репортаж Динары Шамец.
Золотой медалью на Международной выставке в Париже в 1937 году было отмечено полотно "Девушка в футболке" кисти Александра Самохвалова. Критики портрет учительницы Евгении Адамовой окрестили "советской Джокондой". Футболка -"соколка" вмиг стала модным атрибутом советской молодежи. Вертикальная полоска – как символ целеустремленности. Стране нужны были рекорды. И художники часто писали спортсменок и физкультурниц. Андрей Орловский посвятил им серию монументальных панно. В 1971 создал это полотно "Вёсла-крылья".
"Настоящее торжество спорта, спортивной телесности, вот этой здоровой телесности, торжество сплоченного духа спортсменов, торжество правильного тела. Когда девушки были действительно теми самыми пресловутыми комсомолками, спортсменками, отличницами", – рассказывает куратор выставки Юлия Лопаткина.
Быть первыми – девиз советских женщин. Они не сходят с полотен художников. Рядом с Чкаловым и Стахановым Александр Дейнека изобразил легендарную ткачиху Дусю Виноградову. Ее трудовой рекорд – одномоментной работы на почти трех сотнях станков – два десятилетия был недосягаем. Беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток первыми совершили тоже женщины. Покорительницы небес кисти Сергей Герасимова – в летящем крепдешине. Но платья украшают ордена.
"Мы начинаем с таких дерзких, активных, энергичных 20-30-х годов, когда женщина выходит на первый план. Она становится вровень с мужчиной, она становится лидером стахановского движения, она осваивает оружие, она прыгает с парашютом, она садится за управление трактором и так далее. И, конечно же, мы рассказываем об истории страны через эти женские образы", – говорит директор Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Фарида Буреева.
Рабфаковки, комиссары, доярки. Вот "Женщина с ягнятами" ленинградского скульптора Киры Суворовой, а это – ее "Деревенская мадонна". На хрупких плечах держался тыл во время Великой Отечественной и создавались новые города в послевоенные годы. Неизменным было одно – влюбленный взгляд художника на свою музу.