Премьера "Жюли" Джеймса Нобо закрывает сезон Театра Наций
Премьера постановки "Жюли" режиссёра из ЮАР Джеймса Нобо закрывает сезон Театра Наций. Для своего первого в России спектакля Нобо выбрал пьесу Стриндберга "Фрекен Жюли". Трагическая история отношений лакея и дочери графа, по мнению режиссёра, актуальна и сегодня. Яна Музыка – подробнее.
Произносить диалоги нужно так, чтобы из горла брызгала кровь – вот такой у южноафриканского режиссёра Джеймса Нобо взгляд на классическую европейскую пьесу. Артисты между собой в шутку называют режиссёра Джеймс Исакович. Уверяют – у этого постановщика другая школа, другой подход.
"Всё более темпераментное, всё более взрывное. Джеймс Исакович у нас зулус, как вы знаете. Если любит – через живот, всё через нерв. Всё раскаленное, оголенное", – делится мнением актёр Александр Новин.
Драматичную историю, которая развернулась между аристократкой, лакеем её отца и кухаркой, постановщик из Йоханнесбурга не превращает в метафору. Социальный конфликт, который есть в этом тексте, разрыв между роскошью и нищетой, он считает актуальным до сих пор.
"Жан – человек из ниоткуда, у него ничего нет, кроме одной идеи – вскарабкаться как можно выше. А Жюли выросла в пузыре, такие люди живут в паранойе – боятся, что всё вокруг них может рухнуть. Поэтому мы со сценографом придумали пространство с разрушенной крышей. Тут всё на грани полного краха", – говорит режиссёр (ЮАР) Джеймс Нобо.
Режиссёр считает – в пьесе Августа Стриндберга есть всё, с чем борется современное общество — харрасмент, абьюз, буллинг. Кухня графского дома. Мозаика, гобелены, массивная мебель. Но на всём этом великолепии лежит печать разрушения. Эта роскошная конструкция вот-вот рухнет под давлением новых времен. Для Ольги Лерман кастинг проходил по видеосвязи – она в тот момент была в Китае. И даже через экран режиссёр понял, что она сможет воплотить эту героиню. И это при том, что актриса пьесу "Фрекен Жюли" не любила.
"Мне вот эта проблематика высшего класса, людей с Кайенами, бриллиантами и большим количеством денег, но при этом с дырой в душе – они никогда мне не была близка. Потому что я, лично Оля Лерман, я Жан, я из бедной семьи, я взбиралась наверх. Но когда я туда заглянула поглубже, я поняла очень актуальную проблему сегодняшнюю – когда дети не умеют любить", – рассказывает актриса Ольга Лерман.
Пьесу для трёх артистов режиссёр дополнил пластическими номерами. Безмолвные танцовщики отсылают одновременно к античному хору и сегодняшней модели общения в соцсетях. Они душа и совесть этого дома. Наблюдатели и в то же время – судьи.