Объем IPO в Лондоне достиг 28-летнего минимума, сигнализируя об остром кризисе
Об этом сообщают "Известия".
По данным аналитиков, за последние шесть месяцев компании, разместившие свои акции на LSE, смогли привлечь не более 200 млн фунтов стерлингов ($274 млн). Это худший показатель за последние 28 лет. В годовом исчислении эта сумма составит около $550 млн. Для сравнения, российский фондовый рынок в 2024 году привлек в ходе IPO более $1,2 млрд.
Эта статистика, как отмечают эксперты, является лишь одним из признаков глубоких проблем на лондонском рынке. Особое внимание привлекает новость о том, что крупнейшая по рыночной капитализации британская компания AstraZeneca рассматривает возможность переноса листинга в США. Фармацевтический гигант выразил разочарование британским регулированием лекарственной сферы, а также отставанием Великобритании от США и Китая в научной области. Возможный уход лидера британского бизнеса с LSE может стимулировать отток и других компаний.
В последние годы Лондон покинули или заявили о намерении уйти компании общей стоимостью $100 млрд. В списке, как сообщают аналитики, более десятка крупных корпораций, включая Glencore, BHP, "дочку" Unilever, Shein, CRH и Arm Holdings.
Общее количество компаний, торгующихся в Лондоне, неуклонно сокращается. Если 10 лет назад их насчитывалось 2400, то к 2024 году их число упало почти до 1500. В качестве причин проблем британского фондового рынка чаще всего называют Brexit, однако процесс начался еще до выхода Великобритании из Евросоюза. Эксперты указывают на комплекс факторов, включая разрыв связей с ЕС, налоговую политику, слабость национальной экономики, социальный кризис и политическую нестабильность.
Ситуация усугубляется массовым оттоком состоятельных людей из Лондона и его окрестностей. Планируемые правительством лейбористов изменения в порядке взимания налога на наследство спровоцировали отъезд богатых британцев и иностранных резидентов. Италия, особенно Милан, добилась значительных успехов в привлечении лондонских богачей, предлагая налоговую ставку в 8% вместо 40% в Великобритании. Дубай, Абу-Даби, Гонконг и Сингапур также привлекают капитал и профессионалов, которых не устраивают налоги и уровень безопасности в Лондоне.
Экономика Великобритании в целом переживает непростой период. Производительность труда, и без того демонстрировавшая слабый рост в 2010-е годы, после 2019 года ухудшилась еще сильнее, упав в двух третях отраслей промышленности.
В 1980–1990-е годы правительство Великобритании приняло ряд решений, ослабивших национальную промышленность, но способствовавших превращению Лондона в глобальный центр финансовых услуг. Однако в последнее десятилетие, начиная с Brexit и заканчивая нынешней налоговой политикой, действия британских властей, как отмечают аналитики, ведут к разрушению этой системы.
Ранее основатель британской финтех-компании Stenn Technologies Грег Карповски пропал из публичного поля после того, как сообщил сотрудникам о крахе бизнеса, который два года назад оценивался почти в $1 млрд. Согласно информации, опубликованной в Financial Times, HSBC начал расследование потенциально подозрительных транзакций в Stenn после того, как в США были обнародованы обвинительные заключения по делу о российской схеме отмывания денег. В этих заключениях упоминались Stenn и Григорий Карповский, хотя никаких обвинений против них предъявлено не было.