Задержание подростков-радикалов в Волгограде: какие "пробелы" возникли в воспитании
Напомним, что подростки имели нацистскую атрибутику, совершали вылазки: жгли машины выходцев из различных республик, призывали к насилию, совершали преступления по мотивам национальной ненависти или вражды. Шестерых подростков, младшему из которых 14 лет, причастны к вопиющим фактам, таким как сожжение копии "Знамени Победы". Деятельность экстремистского сообщества пресекли силовики. Сложную тему обсудим с учителем истории и обществознания высшей квалификационной категории Волгоградского кадетского корпуса Следственного комитета Российской Федерации имени Федора Слипченко Артемом Кочергиным.
Вы преподаете не в школе, а в особенном учреждении. Во-первых, там ребят готовят к госслужбе, а во-вторых, это только парни. Причем, из самых разных семей, в том числе путевку в жизнь кадетский корпус дает детям-сиротам и ребятам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Жизненный опыт разный, базовые ориентиры тоже. Но вы верите в подростков, считаете, что любого можно воспитать достойным порядочным человеком. Что для этого нужно?
"Наверное, об этом нельзя так однозначно говорить, потому что воспитание – это, естественно, длительный процесс. Даже несмотря на то, что ребята находятся у нас четыре года, в основном, именно четыре года они получают образование, воспитание, в юношеском возрасте им хочется где-то и пошкодить, тем более они все мальчишки. Это, конечно, естественный такой процесс. Вкладываем в это все силы, возможности, свое сердце, свою душу", – рассказал учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Волгоградского кадетского корпуса Следственного комитета Российской Федерации имени Федора Слипченко Артем Кочергин.
История с подростками-радикалами, которая всколыхнула на этой неделе не только Волгоград, о чем она говорит, на ваш взгляд? На каком этапе случился пробел в воспитании, можно предположить?
"Однозначно сказать нельзя, потому что здесь много факторов, аспектов. Помимо правовой ответственности, подросткам нужно знать, к чему может привести то или иное действие или же бездействие. Это вопрос не только знаний истории, это вопросы, которые идут от ближнего окружения, семьи. Конечно, это и наличие свободного времени у подростков и то, как они его, скажем, распределяли и на что, чем были увлечены, какие взгляды и ценности разделяли. Нужно учитывать сегодняшние реалии, цифровизацию мира. В юношеском возрасте они ищут поддержку, и зачастую на фоне каких-то подростковых конфликтов, недопонимания или же нехватки любви со стороны родителей, близких, они ищут поддержку где-то в других местах. То, куда были вовлечены ребята, оно не только противоречит нормам сегодняшнего уголовного права, но и основным нашим ценностям, идеям, о которых в год Победы мы все говорим", – подчеркнул Артем Кочергин.
Сегодня в обществе, рядом с нами, много достойных людей, которые, безусловно, могли бы стать примером для молодых ребят. Это ветераны спецоперации. Может быть, необходимо их жизненный опыт применить в сфере образования? К примеру, фронтовики наших дней могли бы стать помощниками директоров школ в части воспитания подрастающего поколения? В советское время в школе были военруки, к примеру. Кстати, 28 июня президент Владимир Путин прямо заявил, что именно таких людей надо активно включать в работу с молодежью.
"Конечно, можно привлекать опыт разных людей. Дети должны быть социализированы, об этом нужно говорить и привлекать разных людей, в том числе и участников СВО, но это нужно сделать грамотно. Вопрос педагогических кадров стоит у нас в стране довольно остро, и об этом недавно министр говорил. Но полностью закрыть пробелы патриотического воспитания через военное воспитание – невозможно. Нужно помнить о мирном аспекте", – считает Артем Кочергин.
Я знаю, что в кадетском корпусе имени Федора Слипченко есть воспитатель, награжденный орденом Мужества. Какое влияние это оказывает на ребят? Вообще личность воспитателя и учителя – насколько это значимый фактор?
"Это Олег Николаевич Емец. Он, действительно, достойный пример для наших юношей. Он, конечно, помогает ребятам. Учитывая его жизненный путь и педагогический опыт, он уже давно у нас работает, создается такое пространство, где сливается все воедино. Он, действительно, болеет душой за ребят, за парней", – рассказывает Артем Кочергин корреспонденту ГТРК "Волгоград-ТРВ".