Выставка "Иван Клюн. Цветоформы" открылась в MMOMA
Выставка "Иван Клюн. Цветоформы" открылась в Московском музее современного искусства. Друг Малевича, супрематист, конструктор мобилей и неизвестный автор фигуративной живописи. В лаборатории Клюна побывала Алия Шарифуллина.
Один из самых ярких представителей русского авангарда – Иван Клюн так и не занял достойного места в искусстве при жизни. Тесная дружба с Малевичем, явившим миру "Черный квадрат", все время уводила его в тень. Многие искусствоведы его так и называли – "эпигон Малевича", отговаривая знаменитого Костаки покупать работы художника. Но интуиция грека не подвела. Именно ему мы обязаны тем, что из наследия Клюна столь многое вообще уцелело. А то, что Костаки в свою коллекцию не отобрал, бережно хранила семья художника. В этой экспозиции впервые представлены произведения и документы Клюна, сохраненные его внучкой – Светланой Соловейчик.
"Коллекция была приобретена в 2021 году у Светланы Аркадьевны Соловейчик и все это время мы над ней работали, изучали материал, потому что работ очень много. Приобретал их постепенно, не сразу, поскольку тема русского авангарда достаточно непростая, очень много по рынку ходят вещей сомнительного качества. Но когда ты приобретаешь вещи из семьи – это потрясающий провенанс", – рассказывает основатель и президент Фонда сохранения культурного наследия художника И. Клюна Виктор Новицкий.
Выставка "Лаборатория художника" охватывает весь творческий путь Клюна. Здесь можно увидеть весьма редкие ранние работы – большинство его произведений погибло при пожаре квартиры в 1912 году. Творчеством Клюн начал заниматься довольно поздно – в 35 лет, до этого был счетоводом и бухгалтером. И, придя в искусство, оказался во власти всюду проникавшего тогда символизма, восприняв его как определенную систему координат.
"Клюн на мой взгляд всегда был романтиком. Символизм это теория недосказанности прежде всего, – увидеть то, что недоступно глазу – внутренним оком происходящее. Это отчасти сродни и романтическому направлению", – говорит научный консультант выставки Алла Луканова.
Затем Клюн увлекся кубизмом и конструктивизмом, а в 1916 году показал супрематические произведения. Но кем этот тихий человек точно не был, так это эпигоном Малевича – "подход к искусству у меня творческо-аналитический, в отличие от Малевича, у которого – подход творчески-мистический, и если он стремится к разрушению, то я стремлюсь к созиданию, поиску новых форм в искусстве".
"Малевич перешел к бесцветной, а Клюна интересовал цвет. Клюн – человек-аналитик, он любил все переложить по полкам, добраться до сути", – делится научный консультант выставки Наталия Автономова.
На выставке представлена и менее известная сторона творчества Клюна – на первый взгляд, отнюдь не авангардная. Испытав увлечение всеми новейшими течениями в искусстве своего времени и выйдя к абстракции, художник не отказался от традиционных реалистических форм. Он мог одновременно работать над беспредметными цветовыми композициями и натурными портретами, пейзажами, натюрмортами, позволяя своему аналитическому уму немного поэзии и романтики.