Казахская постановка "Мамлюк. Султан Бейбарыс" – на Чеховском фестивале
Казахская саунд-рама на Чеховском фестивале. Режиссер Фархад Молдагали привез в Москву эпическую постановку "Мамлюк. Султан Бейбарыс". Спектакль повествует о жизни правителя Египта XIII века. По одной из версий, султан Бейбарыс родился в половецкой степи – между Волгой и Уралом. В юности его полонили монголы и продали в рабство. Юлия Кундрюкова посмотрела спектакль.
В этой постановке заняты несколько десятков артистов: драматические, артисты балета, вокалисты, мастера боевых искусств и музыканты. Ведь жанр спектакля – саунд-драма. Главного героя постановки – Султана Бейбарыса – казахи считают своим предком.
"У нас в Казахстане мечта любого актера – сыграть эту роль. Султан Бейбарыс – наш национальный герой. Он поднялся из рабства в султаны – значит, он был сильным и смелым. Ну и, конечно, умным и мудрым", – объяснил актер Асет Есжан.
В XIII веке он правил Египтом и Сирией. Но его путь к власти начался с трагедии: в юности он был продан в рабство. Позже стал мамлюком – так называли египетских воинов тюркского происхождения. И завоевал такой авторитет, что воины решили убить правящего султана, чтобы сделать новым правителем его – Бейбарыса.
На всем пути по сюжету этой пьесы, его сопровождает наставник – пожилой мудрец, который преподает ему главный урок: довериться воле Бога и не тревожиться о своей судьбе.
Роль наставника, а потом и самого Бейбарыса в старости исполнил один и тот же актер. Ондасын Бесикбасов много прочел о султане, но больше всего его поразила история, когда в священный для мусульман месяц Рамадан ему удалось остановить войну, чтобы верующие смогли пройти путь до Мекки.
"Договорился с врагами остановить войну, на полтора-два месяца, другие чтобы проходили в сторону Мекки. Я читал. Значит, такая у него судьба", – поделился актер Ондасын Бесикбасов.
Одинокий человек, великий султан, который остался несчастным – такой образ создан режиссером Фархадом Молдагали. Главный конфликт этой драмы, по его словам – это безродность султана. Всю свою жизнь он не знал, где его родина, не помнил лица своей матери и тосковал по дому, о котором ничего не знал. Историки до сих пор не сошлись во мнении, где именно он родился.
"Всего добился. Но он истинное то, что он не добился – он так и не узнал, где его корни, и кто он, и кем был. Можно быть султаном, можно быть царем, но не знать кто ты", – рассказал режиссер Фархад Молдагали.
Наставник султана, прощаясь с ним, говорит, что тот так и остался рабом. Только раньше он принадлежал одному хозяину, а теперь – всему народу. Те, кто ищет свободу – не жаждут власти. Но в конце жизни султан говорит о том, что голос совести удерживал его от жажды крови и падения в бездну. И по завету наставника, ему удалось построить не только крепости, но и мечети.