Концертная версия "Волшебной флейты" Моцарта прозвучала в "Новой опере"
В "Новой опере" под занавес сезона звучит "Волшебная флейта". Концертную версию последней оперы Моцарта поставил Егор Перегудов – для него это притча о борьбе со злом без кулаков. Как преподнести философию с азартом – увидела Елена Ворошилова.
"Волшебная флейта" была последней оперой, которую написал Амадей Моцарт. Параллельно он работал над "Реквиемом", в котором прощался с миром. Легкую, игривую музыку "Волшебной флейты" со сказочным сюжетом Моцарт наполнил контрастами и масонскими символами. Дирижер постановки Филипп Чижевский грани разных миров чувствует кожей.
Филипп Чижевский, музыкальный руководитель и дирижер: "От легкой, легкой, еле уловимой шутки, какой-то даже детскости он переходит в масонские ритуалы, сакральные смыслы, буквально по щелчку пальцев".
Концертную версию оперы поставил режиссер Егор Перегудов. Он впервые работает с оперным форматом. "Волшебную флейту" знает назубок. Говорит, что прослушал ее не меньше 70 раз. Сделал перевод текста и ввел в постановку двух драматических актеров – Дмитрия Гизбрехта и Анастасию Волынскую. Они читают монологи на немецком. К большому разочарованию певцов, которые были бы не против попробовать себя в новой роли.
"Много юмора в оригинале, который немного уходит. И очень много наивного идеализма, света, который постулируется, принципиален для Моцарта", – отметил режиссер-постановщик Егор Перегудов.
Чтобы передать нюансы моцартовской партитуры, в симфонический оркестр Новой оперы добавили аутентичные инструменты. Хаммерклавир, специально купленный для этой постановки. Что-то среднее между клавесином и роялем. Кожаные литавры, натуральные трубы, старые тромбоны – сакбуты. Все как во времена Моцарта.
Филипп Чижевский: "Они звучат, конечно же, иначе, чем современные. Они придают правильное послевкусие от каждого аккорда".
Солистка Нижегородского театра оперы и балета Надежда Павлова впервые поет "Царицу ночи". В этом ярко-красном держит внимание на себе. Ее героиня – коварная волшебница, интригами добавляет сюжету остроту.
"Там есть такие экстремально-верхние ноты. Очень много колоратур. И в тоже время она должна звучать очень насыщенно и драматично", – рассказала солистка оперной труппы Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина, заслуженная артистка РФ Надежда Павлова.
Здесь много волшебных персонажей: Птицелов Папагено. Волшебник Зарастро. Принц Тамино, влюбленный в дочь Царицы ночи Памину, похищенную Мавром Моностатосом. С партии Тамино Алексей Татаринцев дебютировал в Новой опере. Спустя много лет вернулся к ней.
"Моцарт – это тогда, когда нужно включаться сразу, что бы не было какой-то раскачки, какой-то вялости. Поэтому ты сразу выходишь и ты заряжен", – объяснил солист оперной труппы Московского театра Новая Опера им. Е. В. Колобова Алексей Татаринцев.
В Новой Опере это третье обращение к "Волшебной флейте", и, возможно, здесь не ограничатся концертным исполнением.