Третьяковская галерея отправляет в Пекин полотна Ильи Репина
Третьяковская галерея отправляет в Пекин полотна Ильи Репина – на выставку в Национальном музее Китая. Чтобы длительное путешествие прошло благополучно – картинам предстоит сложная и кропотливая процедура подготовки. За процессом наблюдала Алия Шарифуллина.
Под перекрестными взглядами главных героев полотен Ильи Репина идет их упаковка. В большое путешествие в Пекин возьмут не все. Расстояние в почти шесть тысяч километров по воздуху произведениям, созданным столетия назад, преодолеть непросто. Особенно недавно пережившим стресс, как например, "Ивану Грозному и сыну его Ивану".
"Наши партнеры китайские очень активно принимали участие в обсуждении списочного состава. Конечно, они были заинтересованы и откровенно нам говорили о том, чтобы все самые великие, самые знаменитые произведения Репина отправились в путешествие, и во многом ожидания будут оправданы. Никто, уверена, в Китае не будет разочарован, поскольку проект феноменальный", – подчеркивает главный хранитель музейных предметов Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова.
Временно переезжать в Национальный музей Китая – крупнейший музей страны. Из Третьяковской галереи будет более 80 работ Репина – не только живопись, но и хрупкая, редко выставляемая графика. Ее к транспортировке готовят с особой осторожностью – оформляют в паспарту, под стекла и рамы. В родном обрамлении в Пекин отправятся живописные полотна – их так и кладут в специальные ящики. Для Репина "одеть" картины в "правильные" рамы было так важно, что, если в мастерской не успевали к сроку их изготовить, он не отправлял работы на выставки. В Пекин они не отправятся без тщательной проверки реставратором.
"Репин действительно выделяется по технике. Его картины часто имеют определённые сложности. Бывает, мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами на разных произведениях. Это связано с многослойностью его письма", – говорит художник-реставратор Государственной Третьяковской галереи Татьяна Кромова.
Из 45 полотен, 16 потребовались небольшие реставрационные работы – тонировки и укрепления. Специалисты описывают состояние сохранности каждого полотна. Все работы помещают в особые климатические ящики, которые поддерживают комфортные условия – температура 20 градусов, влажность – 50 процентов. Затем ценный груз довезут до аэропорта в специальных фургонах. А долетев до Пекина, шедеврам мировой живописи потребуется отдых после долгого пути.
"Когда мы привозим работы – никогда, по всем музейным правилам, в этот же день не происходит открытие ящиков. Мы ждём, они согреваются или немножко охлаждаются. То есть они приходят в норму тех климатических условий, которые уже в этом новом музее", – рассказывает заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Светлана Капырина.
Это будет самая масштабная выставка Репина за рубежом. Она объединит сокровища двух ведущих музеев – Третьяковской галереи и Русского. Экспозиция предложит всесторонний взгляд на творческий путь одного из главных художников-передвижников. Без Репина не оставят и московскую публику – во время гастролей, на опустевших местах появятся работы из запасников, которые многие не видели очень долго.