В Санкт-Петербурге открылась выставка "Традиции. Нико Пиросмани. Зураб Церетели"
Выставка "Традиции. Нико Пиросмани. Зураб Церетели" проходит в Музее Академии художеств в Санкт-Петербурге. Проект посвящен творчеству двух знаменитых художников, ярких представителей изобразительного искусства Грузии и России. О преемственности национальных традиций – Дмитрий Ясковский.
Каждому из художников в музее Академии посвятили отдельный зал – два разных творческих пути, два характера требуют каждый своего личного пространства. Нико Пиросмани жил в нищете и писал картины на клеенке, снятой со стола в духане. Там же находил и типажи – суровых жизнелюбивых горцев с детской открытостью лиц.
"Я думаю что вот этот взгляд Нико Пиросмани и любовь его к своей родине, к природе, к жанровым сценам. Она во многом открыла Зурабу Константиновичу путь к этой свободе, к принятию себя, нахождению своего нового стиля", – поделился вице-президент Российской академии художеств, директор Музея Академии художеств Алексей Мудров.
Церетели отдает должное своему предшественнику, создавая картины-посвящения Нико Пиросмани. Но сам всегда идет своим путем, хотя ищет его долго. В студенческие годы молодой Зураб даже обращается к импрессионистам. Его "подсолнухи" явно одного поля с Вангоговскими, а женщины иногда похожи на таитянок Поля Гогена. А вот картина, напоминающая "Мост Ватерлоо" Клода Моне.
"На этой картине мы можем увидеть влияние колорита французского импрессионизма, возможно, Моне. Либо такой точечный мазок и перехода цвета как у пуантолиста Сера", – объяснила заместитель директора по научной работе Музея Академии художеств Валентина Федоренко.
А вот Нико Пиросмани не подражал никому. Художественной школой для него стала Грузия с ее этническим колоритом и древними суровыми законами. Своим наивным искусством он выражал черты ее архаического образа жизни – силу мужчин, гордость и долготерпение женщины, красоту и гармонию самой природы. Пиросмани романтик во всем. Когда в Тбилиси приехала на гастроли французская певица, положил к ее ногам тот самый миллион алых роз. Их символическими лепестками украсили одну из композиций выставки.
Алексей Мудров: "Человек яркий, влюбляющийся – влюбляется в Маргариту Де Сёвр. Просит ее о встрече. Она неоднократно ему отказывает, он продает часть своего имущества, скупает в Тифлисе все цветы, которые только есть, раскладывает перед ее гостиницей, где она останавливалась, и в итоге получает от нее письмо с ее согласием встретиться, к ней приезжает, она его целует и уезжает дальше".
Церетели не столь романтичен. Он монументалист. В его работах много экспрессии и пафоса. Однако, когда он вспоминает Грузию, то максимально приближается к героями Пиросмани.
Валентина Федоренко: "Серия горожан которые мы тоже представили на выставку с грузинскими музыкантами она вот выражает то жизнелюбие, которым были пропитаны работы Нико Пиросмани".
Выставка в Академическом музее показывает – художников объединяет не принадлежность к одному поколению или творческому направлению, а любовь к своему народу и интерес к жизни – во всех ее проявлениях.