Выставка в Музее Даля расскажет об образах Антона Чехова
Выставку-исследование, посвященную Антону Чехову, представляет Государственный музей истории российской литературы. Современники писателя оставили множество его словесных, живописных и фото-портретов. Об образах Антона Павловича расскажет Ксения Егорова.
Лицо, которое не могла уловить ни одна фотография. Так говорили о Чехове художники. Это самые ранние его изображения – работы старшего брата Антона Чехова Николая. Будущий иллюстратор книг писателя и будущий писатель – все в этих шаржах.
"Всю жизнь, так или иначе, Чехов очень интересовался, имел особый какой-то взгляд, глаз на художников. Он посещал выставки, и многие художники, с кем он общается даже в 80 годы, они отмечают его особое зрение и умение увидеть то, что может быть неподвластно другим", – рассказал куратор выставки, заведующий отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля "Дом-музей А. П. Чехова" Эрнест Орлов.
От смешного до серьезного – один шаг или эмоция. Чехов был просто естественен, говорит нам еще одно свидетельство. Впрочем, его серьезные портреты тоже существуют. Он был одинок как художник, признавал Пётр Нилус, автор этого портрета. Писал акварельный набросок-портрет и Валентин Серов, тогда, когда уже Чехов не мог по состоянию здоровья как следует позировать. Иногда образы, оставленные нам современниками писателя, друг с другом пересекаются и подтверждают друг друга, а иногда не совсем совпадают с реальностью.
Эрнест Орлов: "В воспоминаниях замечательного Леона Бакста, который с Чеховым был знаком еще с ранних лет (26-летним он увидел впервые Чехова), он вспоминает, что глаза у Чехова были голубого цвета. Но как раз по большинству портретов, по документам мы прекрасно знаем, что глаза у Чехова были темно-карими".
Совпадал ли Чехов с представлениями о себе? "Я – веселый человек" – говорил он, когда ему исполнилось 38, – и обижался, когда его отказывались изображать в шокирующих публику клетчатых штанах и синем галстуке. Живописцы особо отмечали простоту образа и доброе отношение к людям – он был больше похож на земского врача или учителя, у него московская небрежность в манерах – все это из словесных описаний Чехова. "Чехов – неуловим. В нем было что-то необъяснимо нежное", – фраза Серова, а звучит она очень по-чеховски.