Композитор-новатор: Алексей Рыбников отмечает юбилей
"Творчество – это череда восторженного вдохновения и депрессий", – говорит Алексей Рыбников. Сегодня композитор, народный артист России отмечает 80-летие. Автор рок-опер, симфонических произведений, музыки для кино продолжает работать и надеется повлиять на сознание людей своим искусством. С юбиляром встретилась Юлия Кундрюкова.
Ещё раз сыграть, ещё раз переписать партию – с десяти лет Алексей Рыбников воспитывал в себе перфекционизм и усидчивость. Тогда он попал в класс к Араму Хачатуряну, а потом остался в консерватории преподавать. Но Хачатурян однажды спросил его: "ты не чувствуешь, что преподавание сушит композитора? Композитор должен быть молодым и дерзким" – после этого разговора с педагогической деятельностью Рыбников распрощался. И начал экспериментировать. Исписав сотни страниц симфоническими произведениями, он открыл для себя рок-музыку. И написал рок-оперу.
На тот момент Рыбников был уже хорошо знаком с театральной режиссурой: своим первым учителем в мире театра он считает Юрия Любимова.
"Я присутствовал на всех его репетициях, и тогда заразился театром. Вот у кого я учился режиссуре, вообще как всё это делается. Всю кухню театральную эту я понял именно на Таганке – в те самые ранние годы, золотые годы Таганки, когда там состав актеров был просто звёздный", – рассказывает композитор, народный артист России Алексей Рыбников.
В Ленком к Захарову пришел уже подготовленным. И вскоре после "Хоакина Мурьеты" появилась – теперь уже легендарная – "Юнона и Авось"
"Что касается "Юноны и Авось" – тут жанр определяли всем миром, во всех столицах мира, во всех изданиях. А что же это такое за жанр? Сочли, что это новый вид музыкального искусства, который Россия произвела на свет", – говорит Алексей Рыбников.
Начало 80-х, сцена театра имени Ленинского комсомола: хор исполняет духовные песнопения. Эксперимент рождался в муках. Рыбников ночами сводил звук на студии – тогда он впервые осваивал компьютерные технологии. Говорит, для него это было самое сложное обучение. Эксперименты продолжаются. У Алексея Рыбникова сейчас есть свой театр, и в 21-м году он поставил оперу по роману-эпопее Толстого "Война и мир".
Центр исполнительских искусств, которым руководит Рыбников – мультижанровое пространство: спектакли, концерты, экспериментальные постановки. Сейчас композитор предвкушает большую премьеру. Он придумал произведение под названием "Тетралогия", цикл из четырех произведений в разных жанрах – на одну и ту же тему.
"Выяснилось, что последний раз этим занимался Рихард Вагнер в своём театре в Байройте. А здесь мы осмелились и сделали это на базе центра исполнительских искусств. Но мы сможем показать только две части, а еще две части, в которых занято около 200 участников, естественно, мы можем показать только в Большом зале консерватории", – делится Алексей Рыбников.
Премьера – в начале ноября. Задумка – уникальная и очень непростая. Несколько лет назад Рыбников снял художественный фильм "Литургия оглашенных". Светское произведение на духовную тему – как называет его сам композитор. И этот фильм войдёт в "Тетралогию". Будущее творение Рыбников называет "тотальным театром". И поясняет: это не просто представление с использованием мультимедиа-технологий.
"Сочинять надо так, чтобы у тебя сюжет развивался из симфонии в драму, потом в хоровой концерт, потом в ораторию – и вместе это всё создаёт тотальный музыкальный театр", – поясняет композитор.
Экспериментатор Алексей Рыбников говорит, что его задумки встречают сопротивление внешней среды: мол, люди привыкли воспринимать его как автора музыки к фильмам и спектаклям. Но главный закон, который композитор соблюдает всю жизнь – не изменять себе – он нарушать не собирается. Он – во всех своих сочинениях, и каждое произведение – это его автопортрет.