Моцарт и Бах оказались в центре скандала
Российские филармонии отказываются выплачивать авторские отчисления за произведения Моцарта и Баха. Очередное судебное разбирательство, которое инициировало "Российское авторское общество" вызвало скандал в музыкальном сообществе. Требования РАО платить авторское вознаграждение за произведения, ставшие общественным достоянием, оспаривают сразу несколько учреждений, в том числе, Свердловская и Московская филармонии. Зачем давно умершим классикам авторские отчисления и куда они пойдут, выясняла корреспондент радио "Вести ФМ" Анна Щербинина.
Конфликт между "Российским авторским обществом" и Свердловской филармонией начался еще в 2008 году. Тогда в Гражданский кодекс было внесено положение о бесплатном использовании произведений, перешедших в общественное достояние. Таким образом, в концертных залах могут свободно исполнять произведения композиторов, со смерти которых прошло 70 лет. И никаких авторских отчислений. Казалось бы, логично, учитывая, что их и платить-то некому. Но для Свердловской филармонии такая логика обернулась судом, сначала районным, а теперь арбитражным - рассказывает заместитель директора филармонии по юридическим и экономическим вопросам Наталья Штерн.
"Это все решит арбитраж. Мы надеемся, что там уже рассмотрят дело по существу и посмотрят, какими законами это охраняется, как это должно быть и вынесут справедливый вердикт. Параллельно мы еще написали в Министерство культуры повторное письмо, мы написали письмо Путину, то есть мы пытаемся любыми способами разрешить эту ситуацию", - рассказала Штерн.
Министерство Культуры уже вступалось за права филармоний, направив в РАО письмо с изложением новой системы взыскания авторских отчислений. Но должного эффекта этот документ не возымел. Ссылаясь на постановление правительства от 95 года, РАО требует с филармоний, чтобы выплаты по-прежнему шли за все произведения одинаково, рассказывает юрист Московской филармонии Марианна Гайсинская.
"В РАО привыкли, что мы оплачиваем все подряд. То есть если у нас звучат в одном концерте охраняемые и неохраняемые произведения, то они брали с нас деньги за весь концерт полностью", - говорит Гайсинская.
Альтернатива, которую предлагают филармонии, против которых РАО подало иски, - рассчитывать авторское вознаграждение за каждое произведение отдельно. Таким образом, если в одном концерте звучат произведения классиков и современных композиторов, то платить нужно только за последние, - объясняет Гайсинская.
"Если есть охраняемые и неохраняемые, то фиксируется, сколько звучали неохраняемые в концерте. Это РАО не устроило, потому что они резко теряли в вознаграждении", - считает эксперт.
РАО же предлагает рассчитывать авторское вознаграждение от общей выручки за концерт, независимо от того, какие произведения в нем исполнялись. Получается, что если, например, в одном концерте два часа звучит классическая музыка, то отчисления за нее идут более современному автору, чье произведение звучало в течение пяти минут. Таким образом, за использование музыки Чайковского, Бетховена или Баха двойное вознаграждение получают другие композиторы. Хотя о том, куда на самом деле идут эти средства, остается только догадываться, - добавляет Гайсинская.
"На наши вопросы, куда идут деньги, которые они собирают за неохраняемые произведения, они просто ответили, что нас это не касается", - констатирует Гайсинская.
Нашей радиостанции также не удалось получить комментарий РАО. 20 февраля Московскую филармонию ждет очередное судебное заседание. Пока же юристы готовят необходимые бумаги и расчеты, которые РАО, чьей прямой обязанностью это и является, по каким-то причинам ни суду, ни ответчику не предоставляет. Руководство обеих филармоний надеется, что закон окажется на их стороне. Ведь от этого выиграют не только музыканты, но и слушатели, которым не придется переплачивать за билеты, в цену которых включены и такие расходы на концерт, как выплата авторских отчислений.