Картину Айвазовского передали из Тюмени на реставрацию в Омск
Пейзаж Айвазовского "В волнах" из фондов Тюменского музея передали на реставрацию в Омск. Специалисты музея изобразительных искусств имени Врубеля решают сложную задачу: нужно не просто восстановить авторскую живопись, но и устранить ошибки прошлых реставраций. Подробности у Динары Шамец.
"Айвазовский" тушью на холсте. Чтобы сохранить историческую подпись, омские реставраторы отказались от процедуры дублировки. Для устранения деформации холста конструкцию подрамника картины будут укреплять. Ее дополнят еще одной перекладиной, а после полотно перезакрепят, подведя к холсту реставрационные кромки.
"Одно из предреставрационных исследований показало, что на кромки заходит красочный слой. Но потом он был полностью затонирован. Причем это было сделано после того, как закрепили картину на подрамнике. потому что все шляпки гвоздей также затонированы", – рассказала реставратор Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Виктория Ефименко.
Следы прежней реставрации легко читаются не только в свете ультрафиолетовой лампы. Многочисленные записи, грубо заделанные прорывы видны и невооруженным глазом. Чтобы вернуть тончайшей живописи Ивана Айвазовского первоначальный вид, реставраторы уберут загрязнения и пожелтевший лак. В арсенале – только натуральные материалы: хлопковая вата, спирт и осетровый клей.
"Работы эти в плане реставрации входят в категорию повышенной сложности. Почему? Потому что все идет от метода работы художника. Как вы знаете, он писал очень тонко. Слои едва различимы" , – объяснила заведующая отделом реставрации живописи Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Наталья Минько.
Удаление старых заплат и укрепление красочного слоя – это только первый этап. А после самая сложная задача – восстановление авторской живописи. Создавая море всегда по памяти, Айвазовский работал быстро, заканчивал картину, пока красочный слой сохранял подвижность, и достигал этим эффекта прозрачной волны. В коллекции омского музея – 8 полотен. Вот редкий – сухопутный пейзаж "Овцы". А это "Буря на Чёрном море". Перед восстановлением этих полотен специалисты Омского музея ИЗО, где работает крупнейший в Сибири реставрационный центр, досконально изучили манеру письма, краски. Полотно "В волнах" обещают вернуть в тюменскую экспозицию уже через год.