С историей фотографии знакомит выставка в петербургском "Манеже"
"Фотоискусство. От дагеротипа до искусственного интеллекта". Выставка в петербургском Манеже знакомит с почти двухвековой историей фотографии. В экспозиции – более 600 работ, созданных в разных техниках. Эволюцию визуального языка проследила Екатерина Моран.
Пространство Манежа выглядит лаконичным, белые стены – расставляют акценты. Чтобы ничего не отвлекало от погружения в мир фотографии. Которая началась с дагеротипов Луи Жак Дагера. Именно ему, с помощью паров ртути на посеребренных пластинах удалось навечно сохранить виды старого Парижа. В 1839 году изобретатель подарил дагеротипы Николаю Первому.
"Николай первый, в отличии от других лидеров, очень быстро воспринял серьёзно, что дает фотография. Но сам никогда не фотографировался. Его портреты просто переснимались", – рассказывает куратор выставки Ольга Мичи.
Глядя на снимки, сложно представить, что это не результат работы масла с кистью. Именно на языке живописи "говорил" пикториализм. Совершенно новое направление в фотоистории. Мастера особенно любили изображать Петербург. Оно и неудивительно. Именно здесь создавались первые студии, снимали мосты, людей, архитектуру.
"Тончайшая работа. Удивительная по идее – показать Петербург не через просто памятники архитектуры, открыточные, как это многие потом будут делать, а передать свое ощущение. Город туманов, город, стоящий на воде", – говорит куратор выставки Алексей Логинов.
Более 600 работ 178 авторов представлены на выставке и каждая не только визуальный артефакт, но и свидетель времени, эпох, культурных слоев. Для Андрея Чежина фотография – причем, исключительно пленочная – дело жизни. В каждой работе – своя история. Как, например, в этом автопортрете.
"Я фотографировал себя сначала целую пленку с волосами, потом перемотал пленку назад, постригся и снял себя без волос. Но это последние кадры. С волосами я себя не снял, а просто сунул руку туда и как-то все сложилось", – делится фотограф, художник Андрей Чежин.
Фотография как единственное сохранившееся свидетельство судьбы человека, которое трогает и спустя 80 лет. Центральное место на выставке – военная хроника. Военные снимки существенно повлияли на дальнейшее развитие фоторепортажа – фиксации эмоций в моменте. Но главное – они стали архивом коллективной памяти. К слову, тогда особенно остро стоял вопрос несовершенства техники. В основном в распоряжении фотографов оказывалась пленка с низкой светочувствительностью. Это усложняло творческий процесс в условиях сумерек. А это современный раздел – фото, созданные искусственным интеллектом. Люди, здесь только кажутся всесильными.
"Большие возможности нам дают новые технологии, но мы связаны с этими технологиями, мы привязаны к жизни этими проводами, опутаны ими. И наша жизнь – она сегодня другая", – отмечает куратор выставки Алексей Логинов.
Как и фотография. Которая за несколько столетий своего существования доказала право на особое место в системе искусств. И речь не про композицию, форму и свет, а про умение захватить суть момента, секунду. А затем сохранить навсегда.