В Тверской области реставрируют усадьбу Знаменское-Раек
В усадьбе Знаменское-Раек в Тверской области идет реставрация. Дворец Глебовых-Стрешневых – одно из лучших творений архитектора Николая Львова – планируют восстановить до конца 2027 года. Над чем сейчас работают специалисты, показали Ульяне Осюхиной.
Заросшие мхом детали когда-то изящного паркового павильона реставраторы теперь собирают воедино. Раньше на этом месте стояла двухэтажная "беседка-пещера". Конструкцию еще в XVIII веке Николай Львов спроектировал для семейства Глебовых-Стрешневых. Десятиколонная купольная ротонда была утрачена лишь в 1990-х годах, обрушилась от сырости. Сейчас задача реставраторов – вернуть конструкции первоначальный облик.
Для восстановления погреба-Ротонды архитекторы будут использовать метод анастилоз. Его в работе применяют редко. Массивные детали: белокаменную капитель, карниз и единственную сохранившуюся ступень нужно будет установить на историческое место. Каждый блок пройдет отдельную реставрацию.
Прежде чем приступить к работе, один из архитекторов проекта, Кирилл Пестерев, изучает степень сохранности белокаменных валунов. Затем сканирует сохранившиеся детали, создает их трехмерную модель и уже собирает конструкцию в 3Д целиком. Говорит, чтобы понять особенности погреба в усадьбе Знаменское-Раек, пришлось изучить похожие сооружения в других дворцах, которые проектировал Львов.
"Погреб в Черенчицах – буквально один в один по разрезу садится на этот погреб. Там отметки сводов совпадают, примерно размеры помещений совпадают, конструкции примерно одни и те же. Можно поэтому исследовать другие его постройки как аналоги. Если мы что-то не знаем, в принципе, добирать. Это будет исторически достоверно", – рассказал архитектор Кирилл Пестерев.
Предпроектные исследования проходят и в главном доме усадьбы. Архитекторы занимаются так называемым раскрытием полов и стен, чтобы избиваться от поздних наслоений. На объекте работают и художники. С помощью цифрового микроскопа берут пробу с упавших с плафона фрагментов живописи. Допускают, роспись масляная, датируется XVIII веком. Дальше предположения реставраторов подтвердят или опровергнут в химлаборатории, где уже проанализирует состав пигментов и слои штукатурки на материале.
Александра Гребенщикова, художник-реставратор: "Мы видим общую картину по состоянию росписей, по технологии, в которой выполнялись росписи и позднейшие записи, и из этого уже мы подбираем материалы и методику реставрации этой живописи: чем и как мы будем укреплять, раскрывать".
Работы в Знаменском-Райке идут практически ежедневно. Группа архитекторов-реставраторов поселились в северном флигеле дворца. Дистанционно им помогают коллеги из Москвы и Петербурга, которые тоже трудятся над проектом. Архитекторы планирует сохранить не только флигели парадного дома, но и оранжерею, каретную, дом управляющего. На территории усадьбы раскопки продолжатся. Исследователи надеются обнаружить больше артефактов, связанных с первыми владельцами дворцово-паркового комплекса.