"Образ видимый" – иконопись XVII–XIX вв. представлена в Великом Новгороде
"Образ видимый": выставка иконописи XVII – начала XIX веков проходит в Великом Новгороде. В экспозиции – произведения из собраний Национального художественного музея Республики Беларусь и Новгородского музея-заповедника. Многие демонстрируются в первый раз. О сходстве и различии иконописных школ – Анжелика Королёва.
Выставка "Образ видимый" из собраний двух музеев проходит с подзаголовком: иконопись XVII – начала XIX веков. Новгородские фонды обогатили ее и другими памятниками: деревянными скульптурами и деталями иконостасов, выполненными в духе белорусской резьбы.
"Здесь проступает перекличка Новгородской и Белой Руси в иконе. Она звучит, резонирует, подчеркивая шедевр разделившейся на разные направления, но при этом духовно единой Руси", – сказал генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн.
Многие из экспонатов новой выставки музея-заповедника демонстрируются новгородской публике впервые, причем не только те, что представил Национальный художественный музей Республики Беларусь, но и собственные, отреставрированные в ведущих центрах страны и мастерской самого музея в двухтысячных годах и не выставлявшиеся ни разу.
"Влияния – вот то, что появляется новое: живописные приемы, композиционные схемы – они получали непосредственно из Европы. А наши мастера получали это опосредовано, благодаря, например, мастерам Оружейной палаты, где работали не только русские иконописцы, но и выходцы из Беларуси, из Польши", – добавила куратор выставки, хранитель фонда древнерусской живописи Новгородского музея-заповедника Юлия Комарова.
Для белорусских икон характерен резной левкас, чаще всего в фонах цвета золотистого, белого и светлого дерева. Колористику образов отличает сочетание темных насыщенных синего, красного и сложного зеленого. Сходство между иконами из Минска и Новгорода также заметно: основные композиционные подходы. Богоматерь Одигитрию, к примеру, изображали по одному канону.
"Богородица держит Христа, который благословляет всех нас, и, как правило, она склонена к Христу. Ее поза, наклон головы, который обращен к Христу, в силуэтном исполнении, как правило, идентичен во всех подходах", – пояснила генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь Анна Кононова.
Десять белорусских памятников поздней иконописи и два десятка новгородских предметов в залах здания Присутственных мест организаторы располагали с таким умыслом, чтобы сходства и различия были сопоставимы.