"Ушаковские верфи" из 39 региона России сейчас строят уже 39-й корпус
66% россиян, то есть две трети, считают рабочие профессии престижными. Согласно опросам, не менее половины жителей России хотят, чтобы их дети и внуки выбрали рабочую профессию. Об этом свидетельствуют результаты закрытого исследования ВЦИОМ. 73% молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет высоко оценивают привлекательность этой сферы. Приходят молодые кадры и на калининградские производства. Например, на одну небольшую, но очень гордую и востребованную судоверфь в Гурьевском районе, где побывала и наша съемочная группа.
ДМИТРИЙ ИВАНОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
- Это одна из самых живописных и доступных точек Янтарного края. Из Ушаково до Калининграда минут 20 на автомобиле. Здесь есть и этот исторический мост, и развалины замка, и прямой выход – хоть в Калининградский залив, хоть в Балтийское море, хоть в любую точку Мирового океана. Что одинаково ценится и яхтсменами, и рыбаками, и судостроителями.
Настоящие корабли на "Ушаковских верфях" строят четыре десятка специалистов, в том числе местные жители и даже, а скорее тем более мастера своего дела из других регионов и даже государств – есть, например, репатрианты из Германии. Примерно 20% из них – молодежь. Как и в любом деле, корабелы уверены – не важно, откуда ты, важно, кто ты.
ВИКТОР ЛИДЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА:
- У нас парень пришел вот с этого села, вот отсюда прям, с Ушаково. Пришел помощником хаусмастера – он подметал, еще что-то делал. Потом пришел: "Виктор Андреевич, а давайте я буду развиваться?" "Давайте!" Пошел, сам получил образование, получил корочки. Сегодня это сварщик, на которого мы молимся. Поэтому тут реально все возможно. Тут не нужно быть – тут нужно просто очень хотеть.
Тот самый парень, ставший классным сборщиком металлических судов, а если проще, то великолепным сварных дел мастером Андрей Тружников. Для постройки моторной яхты необходимо несколько тонн металла. В пятнадцатиметровом катере может быть тысячи четыре только металлических деталей, которые нужно собрать и по нормам безопасности, и по зову сердца.
АНДРЕЙ ТРУЖНИКОВ, СБОРЩИК КОРПУСОВ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ СУДОВ:
- Сборщик корпусов – это не просто профессия. Это смысл моей жизни. Я очень горд тем, что приложил свою руку при строительстве этого судна. А человек, который будет в дальнейшем им пользоваться, ходить по морям, по океанам, получит тоже от этого удовольствие.
На всех производствах, хоть на верфи, хоть в пекарне вам скажут: необходимость в надежных, добросовестных, увлеченных и благодарных профессионалах неисчерпаема. Нельзя думать, что все вакансии уже заняты и ничему ты не научишься: начиная с малого или в ранние годы, можно достичь многого, как по уровню мастерства, так и по объему заработной платы. Классный спец, виртуозно занимающийся увлечением всей своей жизни, не пропадет.
ДАНИЛА СЕЛЕЗНЕВ, СУДОВОЙ МЕХАНИК НА ПРОИЗВОДСТВЕ:
- Даже при просмотре вакансий на различных поисковых сайтах можно увидеть, какой сейчас подъем заработных плат. Даже в этой сфере, сфере кораблестроения, других подобных. Растут такие профессии, как сварщик, механик, и тоже самое у людей, которые занимаются интерьером. Каждый год возрастают зарплаты и возрастает интерес к ним. Появляется много классных проектов, которыми вполне можно заниматься в любом возрасте.
Считается, что на производстве работают исключительно суровые дяди, а где-то даже и тети, но все они, или явно, или в глубине души – неизгладимые романтики. Невозможно создавать что-то и не вкладывать в это свою душу, причем не обязательно родиться у моря, но уж если ты живешь в регионе, насыщенном водными пространствами, речными и морскими артериями, то стать частью отрасли, возможно, тебе уготовано судьбой.
ВИКТОР ЛИДЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА:
- Я в свое время заболел этим кораблями. И в жизни никогда не видел никаких кораблей, вырос чуть ли не в пустыне, в Казахстане. Там только двугорбые они были, корабли пустыни, четырехлапые. Поэтому это совершенно случайная история, которая часто очень бывает. Но она меня захватила так, что я сейчас думаю, что для этого родился.
"Ушаковские верфи" из 39 региона России сейчас строят, что характерно, уже 39-й корпус. Заняты семью судами в разной степени готовности и подумывают о расширении производства, возможно не за счет строительства новых эллингов, а благодаря расширению кооперации с другими компаниями. Начинали же впятером, за 13 лет увеличив штат в восемь раз и выполняя заказы для всей насыщенной океанами, морями, реками, каналами и озерами России. Таких, как они, в этой отрасли пока по пальцам пересчитать, но именно благодаря таким предприятиям и таким временам рабочие профессии снова в моде.
Дмитрий Иванов, Михаил Эльбаум