Северяне стали участниками крестного хода по местам захоронений жертв политических репрессий
От золоченых маковок отражаются солнечные лучи, словно вознося молитву в память о подвиге веры. В храме иконы Божией Матери взыскания погибших звучит заупокойная лития.
«Во дни лихолетья безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших…»
На Руси свято верили во всесильную помощь Пресвятой Богородицы. К ней обращались с последней надеждой. Заступницей для односельчан стала и прабабушка Галины Мотыревой. В конце 30-х Параскеву Суслову приговорили к высшей мере наказания. А много позже причислили к лику святых.
Галина Мотырева, жительница Архангельска: «Она глубоко верила. Когда церковь разрушили в Конецгорье, прямо в ее доме все равно они до конца молились. Призывали народ, богу молились».
Молитва не утихает и в автобусе. Могилы замученных в тюрьмах политзаключенных обнаружили вдоль берегов Северной Двины. На местах массовых захоронений теперь — десять поклонных крестов. В деревне Черный Яр Крестный ход возглавляет икона Великомученицы Варвары. Святыню привез один из узников. И был похоронен вместе с ней на острове Ельничный.
Владимир Беляев, идейный вдохновитель крестного хода, основатель Группы компаний «Автодороги»: «Пролежала порядка 40 лет в воде, в земле. Никакого изображения не было. Потом наш историк Суханов Николай Васильевич — ему передали эту икону — он тоже не мог понять, что там. Потом сфотографировали один раз на цифровой фотоаппарат, и в принципе показался образ».
Николай Суханов — основатель музея новомучеников и исповедников земли Архангельской. Для него они были не просто страдальцы — реальные люди: контрреволюционеры, белогвардейцы и священнослужители. Он посвятил жизнь исследованию их судеб. Сейчас дело Николая Васильевича продолжают единомышленники.
Татьяна Аксенова, прихожанка храма Новомучеников и Исповедников Архангельских: «Это было для души. Хочется узнать больше про свой край, про все, что тут происходило. Переживаешь за всех. Думаешь, как же они расстреляли их, потопили… А мы должны знать все это».
На этом пути богомольцам помогает компания «Автодороги». Трижды в год коллектив проводит Крестные ходы по местам памяти.
Павел Беляев, генеральный директор Группы компаний «Автодороги»: «Россия, как всегда, живет традициями. Крестные ходы — это традиция православная. Дорожники, все тоже принимаем. Исторически, кто факты все поднимал и изучал этот вопрос, кто здесь расстрелян, умучен, похоронен, он уже сам представился. Это Николай Васильевич Суханов. Он в этот храм довольно много сил вложил, восстанавливая».
У подножия Успенской церкви и завершается летний крестный ход. В Лявле служат панихиду.
Екатерина Макарова: «Южные пригороды тесно связаны с историей политических репрессий. Лявля — одно из таких мест. Здесь с 1928 года действовало отделение Управления Северных лагерей особого назначения. Как полагают исследователи, жертвами массовых казней стали тысячи людей — священнослужители и миряне».
Никто точно не скажет, сколько здесь погибло от холода, голода, болезней, а сколько было расстреляно и замучено. Массовые расстрелы в этих местах продолжались вплоть до 50-х годов.
Владимир Логинов, настоятель Свято-Успенского храма: «В память об этих скорбных событиях и конечно, в первую очередь, в благодарности тем новомученикам и исповедникам российским, которые перед лицом смерти не испугались. Они засвидетельствовали свою веру своей мученической кончиной. Это очень важно нам брать пример, чтобы и нам также укрепляться в вере».
Укрепиться в вере заставил и этот крестный ход — путь под палящим солнцем, говорят участники, они преодолели благодаря силе духа и силе молитвы.