Чтобы вернуть прежний облик скульптуре Ломоносова, архангельские реставраторы потратили два года
"Отдельно была голова, отдельно — вторая нижняя часть бюста".
Плачевное состояние экспоната хорошо видно на снимках. Это гипсовый бюст Ломоносова середины 30-х годов прошлого века. Таким он попал в руки реставратора Татьяны Сидоровой. Еще и серо-зеленого цвета.
Татьяна Сидорова, художник-реставратор Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря: "В краске большая составляющая микрочастиц меди, и краска окислилась и позеленела. Плюс у него еще сверху от волос по лицу шел затек темного цвета, у него лица почти было не видно".
В архангельские мастерские Грабаря предмет поступил из историко-мемориального музея Ломоносова Холмогорского округа. За это время скульптуру привели в божеский вид: очистили от грязи, укрепили материал и красочный слой, восполнили утраты — сейчас это белые части на бюсте. Новый этап — тонировка.
Светлана Синицына: "При реставрации экспоната был зафиксирован любопытный факт: в гипсовой голове ученого — опилки и солома. У Татьяны Сидоровой на это свое объяснение".
Татьяна Сидорова, художник-реставратор Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря: "Эта нижняя часть до середины — тоже полая с выемкой, то есть голова была бы слишком тяжелая и держаться на такой шее все-таки… Меньше материала идет — опять же экономия".
Это работа ленинградского скульптора, выпускницы Академии художеств Анны Комеловой. До 1930 года она работала в Царскосельском музее. А потом попала в волну арестов краеведов и музейных работников. Припомнили и купеческое происхождение. Анна Сергеевна была репрессирована и сослана в Архангельск как враг народа.
"Это был музейный работник, который в свое время препятствовал вывозу музейных предметов для продажи за границу".
В ссылке она создала ряд скульптурных портретов. На прошение о досрочном освобождении пришел ответ — выслать на лесоповал. В результате тяжелой работы получила хронические заболевания. Не умереть от голода помогли посылки от архангельских друзей. Вернуться домой Анне Сергеевне удалось перед войной. Последняя весточка родным помечена августом 41-го. Предположительно, скульптор умерла во время блокады Ленинграда. По воспоминаниям, Анна Комелова была хрупкой, изящной и в то же время мужественной женщиной. Храбрясь, говорила, что ей "все равно, где жить, лишь бы был парикмахер". Фотографий не сохранилось. Завершить реставрацию Татьяна Сидорова планирует к концу года. И это для нее не просто работа с предметом.
"А как дань памяти и уважения тому человеку, кто его создал".