31 июля 2025, 18:42 31 июля 2025, 19:42 31 июля 2025, 20:42 31 июля 2025, 21:42 31 июля 2025, 22:42 31 июля 2025, 23:42 1 августа 2025, 00:42 1 августа 2025, 01:42 1 августа 2025, 02:42 1 августа 2025, 03:42 1 августа 2025, 04:42

Не стало режиссера-новатора Роберта Уилсона

  • Картинка
  • Не стало режиссера-новатора Роберта Уилсона
  • Картинка
    Умер выдающийся режиссер – новатор визуального театра Роберт Уилсон
  • Не стало режиссера-новатора Роберта Уилсона
Его называли королем постдраматического театра.

На 84-м году ушел из жизни выдающийся американский режиссер Роберт Уилсон. Его называли королем постдраматического театра, в котором текст оказался в тени визуального ряда. О своих многочасовых спектаклях он говорил: "Когда человек смотрит представление с семи утра до семи вечера, он неизбежно в какой-то момент заблудится. И это хорошо. Значит, он начнет искать выход. А такие поиски и есть главная задача искусства". Об особом авторском почерке Уилсона – Станислав Анисимов.

Российскому зрителю Роберт Уилсон знаком прежде всего по своей постановке 2015 года в Театре Наций. "Сказки Пушкина" тогда произвели впечатление даже на далекую от театральной жизни публику. В Москву Уилсон приехал со своей командой художников, сценографов и ассистентов, которые помогли создать ему постановку на стыке театра и современного искусства. В этом и заключается фирменный почерк режиссера.

"На протяжении всего ХХ века русский театр был натуралистическим. Я ненавижу психологический театр, я считаю, что то, что происходит на сцене, по природе своей уже искусственно и неестественно. Я и работаю в этом ключе, но то, что ваши актеры смогли так искусно переключиться на мою стилистику, очень здорово", – говорил Роберт Уилсон.

Опера "Эйнштейн на пляже" – результат совместной работы композитора Филипа Гласса и Роберта Уилсона. В ее постановке легко обнаружить основные черты сценического языка режиссера. Отсутствие связного сюжета. Отдельные акты объединены интермедиями, которые сам режиссер называл "Коленными суставами". Темп спектакля намеренно замедленный, оттого каждый жест становится почти ритуальным.

"Он часто выходил сам на сцену, и говоря о нем критики часто употребляли слово не "артист", не "актер", а перформер. И, действительно, в его спектакле были такие часто музыкальные перформансы. Он очень любил затягивающие 10-12-часовые работы. Это были и оперные спектакли, в опере он работал очень много", – рассказал ректор Российского института театрального искусства – ГИТИСа Григорий Заславский.

"Он придумал такой визуальный театр, где как будто каждый метр происходящего на сцене имел огромное значение. Причем значение не только театральное, музыкальное, но и философское. Это театральная система, которая как будто была частью философии", – отметил музыкальный критик Алексей Парин.

Рукотворный, искусственный театральный мир, густой и плотный грим, графичные силуэты костюмов – всё это привлекало соавторов Роберта Уилсона – современных музыкантов и художников. "Жизнь и смерть Марины Абрамович" – опера-перформанс, которая рассказывает о трудном детстве художницы в коммунистической Сербии. Грехопадением Шекспира назвали совместную постановку Роберта Уилсона и поп-певца Руфуса Уэнрайта, написавшего музыку к 25 сонетам британского классика. Совместно с Томом Уэйтсом у режиссера была вполне успешная попытка театральной постановки музыкального альбома Black Rider.

"Он доверяет своему видению и знает, как его воплотить. Его спектакли непрерывные, сияющие. Это постоянное движение. Никто не делает это так, как Боб. Я не знаю других подобных людей", – поделился музыкант Том Уэйтс.

Ощущение ирреальности происходящего на сцене создавал и особый свет, которым подсвечивался задник – циклорама в спектаклях Роберта Уилсона. Пустое пространство неожиданно наполнялось бесплотной эмоцией, выраженной в луче, который внезапно высвечивал тот или иной объект на сцене. Или безмолвным холодным лунным сиянием, в тенях от которого и разыгрывались главные драмы жизни и смерти режиссера.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация