В Ростовском кремле открылась выставка икон XIII – XVI веков
В Ростовском кремле открылась выставка икон XIII – XVI веков из музейных и частных собраний. В экспозиции – 60 произведений, которые знакомят с духовным наследием одного из крупнейших художественных центров Северо-Восточной Руси – Ростова Великого. Подробности в нашем репортаже.
Французский архитектор, историк, реставратор Виолле-ле-Дюк, увидев эти царские врата середины XVI века, прославил их на весь мир – так восхитило его мастерство ростовских резчиков. Время сохранило имя автора, Инока Исайи.
"Чрезвычайная редкость, особенно на царских вратах: считается, что это подпись создателя врат, либо резчика, либо художника", – рассказывает заведующая сектором древнерусского искусства музея-заповедника "Ростовский кремль" Татьяна Никитина.
В отдельных витринах – двусторонние иконы. Оборотную стoрону одной из них относят ко второй половине XIII века – и это самый древний экспонат здесь. А ее соседку по экспозиции несколько раз записывали по верху, а затем и вовсе замазали мaсляной краской. Когда открыли – поняли: главный в этом тандеме – именно святитель Николай. А этот деисусный чин конца XV – начала XVI века из ныне несуществующего храма и необыкновенно нежный образ Богоматери сотрудники музея "Ростовский кремль" спасли от неминуемой гибели: они вывезли их в начале 1941. История появления здесь каждой иконы отдельна. Есть и те, что широкой публике демонстрируются впервые.
"Выставка для нас внеплановая. Так получилось, что коллеги из музея Рублева в этом году открыли у себя в Москве экспозицию, посвященную Ростовской иконе, и благодаря поддержке Министерства культуры мы договорились, и выставка приехала к нам в очень сжатые сроки", – говорит директор музея-заповедника "Ростовский кремль" Никита Аникин.
"Это самое удачное, наиболее приемлемое место для реализации такого проекта. Большинство из самых ярких, уникальных памятников создавались именно здесь", – отмечает директор Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Михаил Миндлин.
Удивительно, но о ростовской иконе как об отдельном виде канонической живописи, заговорили сравнительно недавно.
"Ростовская иконопись обладает особой поэтичностью, особой лиричностью образов, облегченностью пластики, изысканностью линий", – подчёркивает учёный секретарь Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Мария Яковлева.
Легкие, будто невесомые фигуры, прозрачные краски. А еще ростовские мастера никогда не ставили точку. Всегда оставляли многоточие.