"Миры Георгия Тараторкина" – мемориальная выставка в Музее кино
80-летие со дня рождения народного артиста РСФСР Георгия Тараторкина Центральный музей кино отмечает мемориальной выставкой. Для нее Театр Моссовета предоставил афиши, костюмы и эскизы декораций постановок, в которых играл актер. Узнать чуть больше о нем помогут и материалы из семейного архива. Репортаж Станислава Анисимова.
Силуэт Раскольникова при входе на выставку – роль, ставшая знаковой для Георгия Тараторкина. В буквальной и едва ли не подстрочной экранизации "Преступления и наказания" образ, созданный Георгием Георгиевичем, не то чтобы выделяется, а скорее, идеально соответствует экранному образу города: фантастическому и больному одновременно. Мир этого фильма – лишь часть экспозиции. Он представлен в эскизах художников, работавших над картиной.
"У нас есть раздел, посвященный кино и не только "Преступлению...", но и, например, фильму "Чисто английское убийство" или фильму "Дела сердечные", и в том числе театральным ролям Георгия Георгиевича", – сообщил куратор выставки Никита Котик.
Не люблю слово "роль", говорил Георгий Георгиевич, у каждого персонажа – самостоятельная судьба, которую мне и посчастливилось прожить.
"Я видела, как он серьезно готовился к спектаклям. Он приходил заранее, проверял всё, проверял качели, на которых качался, и вообще сосредоточенность на профессии была его главным качеством", – поделилась заслуженная артистка России Ольга Анохина.
На выставке представлены эскизы декораций и костюмы к спектаклям, в которых играл Георгий Тараторкин на сцене Театра Моссовета.
"Это всегда огромный труд – собрать столько материалов, фотографий. Она маленькая, но насыщенная, мощная. И энергетически такая заряжающая, я бы сказала. Она не пустая, а наполненная", – отметила заслуженная артистка России Елена Валюшкина.
Это фрагмент спектакля "Версия". Фантазия о жизни и творчестве Александра Блока настолько понравилась Фаине Раневской, что она подарила вот эту фотографию поэта Георгию Тараторкину.
"Эту фотографию оторвала от сердца, потому что для неё это была святыня. Представьте себе: Блок – Ахматовой, Ахматова – Раневской", – сказал Филипп Тараторкин, сын Г. Тараторкина.
Особое место в экспозиции занимают домашние снимки Георгия Тараторкина. Наряду с кино и театром, семья была его третьим миром, по задумке авторов выставки.
"Это то, что он всегда очень любил: минимализм, лаконичность. Вот такой питерский стиль, ленинградский, выдержанный. Именно ленинградский", – добавила Анна Тараторкина, дочь Г. Тараторкина.
"Каким-то удивительным образом эта выставка охватила главное: его цельность, преданность профессии. Для него профессия в жизни была самым главным", – подытожила Екатерина Маркова, вдова Г. Тараторкина.
А главное на выставке – тот самый ленинградский стиль, связующее звено всех трех миров Георгия Тараторкина.