Еврокомиссия отказала в охране прав на "Гжель" на территории стран-участниц ЕС
Еврокомиссия отказала в охране прав на "Гжель" на территории стран-участниц ЕС. Это первый отечественный бренд, который наша страна пыталась зарегистрировать под географическим наименованием. Теперь исконно русский народный промысел никак не защищён от контрафакта и любой желающий может делать посуду с сине-белой росписью и продавать в Евросоюзе под названием "гжель". Репортаж Александры Быстрицкой.
"Гжель" – это осбоый знак качества, известный во всем мире – и проставляется он на каждое из сотен изделий, которые вот уже много веков расписывают фирменным кистевым мазком с тенями, оправляют, глазируют и обжигают здесь – в 50 км от Москвы. Но сегодня выяснилось, что любая иностранная компания, без всяких вековых традиций и истории может назвать фарфор с сине-белой росписью – "гжелью" и продавать.
"Очень странно в этом случае не дать нам зарегистрировать этот товарный знак. Культура потребления в Китае фарфора самая высокая в мире, именно на него мы тогда будем переориентироваться", – отмечает генеральный директор Объединения "Гжель" Александр Чернышев.
Решение, по которому товарный знак "Гжель" не будет защищен от подделок на территории европейских стран приняли конечно в еврокомиссии, почему-то для команды Урсулы фон дер Ляйен, когда речь заходит о любых решениях, связанных с Россией международное право можно отодвинуть на второй план.
"Комиссия в данном случае превышает свои полномочия, решения об отказе в регистрации должны приниматься профильными ведомствами – Роспатент будет бороться за регистрацию известного отечественного бренда", – подчеркивает руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Юрий Зубов.
Лиссабонское соглашение для того и подписывали еще 67 лет назад, чтобы товары, признание качества которых напрямую зависит от места производства и содержится непосредственно в самом названии – были защищены. Гжель – это первый бренд, который Россия хотела зарегистрировать после присоединения к Женевскому акту два года назад.
"Такой отказ, который пока еще не является окончательным и есть возможность оспаривания, всегда будет удерживать компании от незаконного использования", – говорит патентный поверенный, председатель Общественного совета при Роспатенте Наталья Золотых.
Особенно удивительно это потому что европейские модные дома уже используют в своих же коллекциях элементы гжельской росписи, но при этом пытаются лишить Россию права на защиту собственного бренда, который зародился в деревне Гжель, известной ещё со времён Ивана Калиты, и давно ставший частью культурного кода нашей страны.
"Сегодня европейские структуры занимают демонстративно русофобскую позицию, европейские бюрократы не преуспеют – не их уровня отмена русской культуры", – комментирует специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
В объединении гжель уверены – очередное решение Еврокомиссии не принесет серьезных убытков, ведь торговля с теми партнерами, которые как минимум могут отличить ручную роспись от машинной печати не остановится. Тем более именно Китай считается родиной бело-синей керамики, а первыми копировать эти образцы стали в Голландии в городе Делфт, и сейчас на витринах магазинов там множество подобных изделий. Но та техника, которая сегодня стала одной из визитных карточек нашей страны уникальна – только от нажатия кисточки зависит какой на выходе будет оттенок синего – а их 27, и в каждом изделии – тот самый символ русской духовности, который очень ценится среди коллекционеров, в том числе, и далеко за пределами нашей страны.
"Когда к нам приходят гости – а мы сейчас как раз перед самым входом в дом, они сразу обращают внимание на гжель и спрашивают откуда это! Рядом пасхальные яйца, поэтому многие сразу понимают, что из России и всем очень нравится!", – признается коллекционер Альфредо Монтуори.
В Китае кстати объединение Гжель уже зарегистрировала свой патентный знак, и планы на будущее более чем амбициозные. В следующем году компания поставит керамики на сумму свыше 200 миллионов рублей. Мастера многие из которых передают из поколение в поколение секреты уникальной гжельской росписи уже VII веков создают признанные шедевры. Это лучшее доказательство того, что очередные попытки отменить русскую культуру так же бессмысленны, как и попытки остановить само время.