7 августа 2025, 16:07 7 августа 2025, 17:07 7 августа 2025, 18:07 7 августа 2025, 19:07 7 августа 2025, 20:07 7 августа 2025, 21:07 7 августа 2025, 22:07 7 августа 2025, 23:07 8 августа 2025, 00:07 8 августа 2025, 01:07 8 августа 2025, 02:07

Древний граффито XIV века обнаружили в Звенигороде

  • Картинка
  • Древний граффито XIV века обнаружили в Звенигороде
  • Картинка
    Реставраторы Успенского собора в Звенигороде обнаружили уникальный рисунок
  • Древний граффито XIV века обнаружили в Звенигороде
По словам специалистов, изображение шестиконечного православного креста сделано рукой мастера и возможно станет новым символом города.

Граффито XIV века – реставраторы Успенского собора в Звенигороде обнаружили рисунок, вырезанный на южном фасаде здания. По словам специалистов, изображение шестиконечного православного креста сделано рукой мастера и возможно станет новым символом города. Подробности у Виктории Тальберг.

Вот как выглядят древнерусские граффити. Конечно, они заметно отличаются от тех, которые сегодня рисуют на улицах города. Это сейчас используют баллончики с краской, а в XIV веке древние мастера их создавали путем процарапывания!

Рисунок обнаружили во время реставрации Успенского храма в Звенигороде. Сейчас как раз начались самые сложные и фундаментальные работы. Нужно буквально по крупицам восстановить цоколь.

"Цоколь за 600 лет большинство блоков древних сохранилось. Но поскольку от воздействия атмосферы вода затекала, соответственно раствор деструктирован. Он весь деформировался, его выпучило", – рассказал архитектор-реставратор Георгий Евдокимов.

В XIV веке храм возводили с помощью уникальной каменотесной техники, почти без швов. Поэтому спустя 600 лет приходится повторять подвиг средневековых коллег! А работа действительно скрупулезная. Собор, по сути, является памятником раннемосковского зодчества. И на удивление, за это время он почти не изменился от рисунков на чертежах.

Георгий Евдокимов: "Редкий уникальный случай. В здании рубежа XIV-XV веков постройки сохранились в первоначальные дверные полотна".

Восстановительные работы одновременно ведутся на всех уровнях. Сейчас завершается реставрация звонницы. По архитектурному решению аналогов просто нет. Здесь пришлось серьезно поработать как с белым камнем, так и с деревянными перекрытиями. Во время работ удалось собрать музей артефактов. Большая часть из них – фрески XIV века. А еще в коллекции есть птичий архив, который обнаружили под крышей собора.

"Почти 200 лет они наносили, натаскали в свои гнезда огромное количество разных бумаг. Самый старинный документ датируется XVII веком. Они принесли нам и различные обрывки писем. И таблицу умножения. Дореволюционная, ей больше 100 лет", – сказала экскурсовод и методист Звенигородского музея-заповедника Елена Савчак.

Реставрация ведётся уже 15 лет. За это время удалось вернуть подлинный облик памятника древнерусской архитектуры.

Георгий Евдокимов: "Основная проблема современной реставрации в нашей стране состоит в том, что после реставрации памятники утрачивают подлинность, иногда до такой степени, что их просто не остается. В процессе реставрации вместо памятника получается муляж в натуральную величину. Мы с этой проблемой боремся".

Несмотря на реставрационные работы, двери храма не закрываются.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация