Особые задачи: елецкие чекисты в Великую Отечественную разоблачали шпионов
Их работа «на первый взгляд, как будто не видна». Но — невероятно сложна, опасна и важна не только для безопасности общества, но и для победы над фашистами в годы Великой Отечественной войны. Истории ельчан-военнослужащих по крупицам собрал и сохранил для потомков в книге «Памяти елецких чекистов» ветеран военной службы, член Липецкой областной общественной организации Союз писателей «Воинское содружество» Виктор Митрофанович Кузубов.
С начала Великой Отечественной войны на чекистов были возложены особые задачи: противодействовать фашистским разведывательным центрам, не допустить теракты и диверсии на промышленных объектах и транспорте, формировать народное ополчение.
В декабре 1941 года враг вплотную приблизился к Ельцу. И главным центром внимания фашистов был железнодорожный узел — важный объект для проведения диверсионных акций.
Легенда отдела
Легендой отдела был капитан госбезопасности Владимир Михайлович Казаков. В его послужном списке — десятки важных контрразведывательных, разведывательных и диверсионных операций. Чекисты готовили подполье и партизанские отряды, занимались вопросами связи, передачи разведданных в штаб фронта, а также шли в атаку вместе с солдатами. Огромная работа дала впоследствии необходимые для победы результаты.
С августа 1941 по март 1943 года Владимир Михайлович по заданию НКВД СССР находился в тылу у немцев на оккупированной территории Курской области. В наградном листе на капитана госбезопасности товарища Казакова от 23 мая 1943 года говорилось следующее: «Управлением НКВД в августе 1941 года для руководства агентурой и диверсионно-террористической работы в тылу врага на территории некоторых районов Курской области переведена на нелегальное положение группа оперативных работников УНКВД во главе с тов. Казаковым».
В 1941 году группа взорвала мост на шоссе Дмитриев — Дерюгино. А в апреле 1942 года диверсионная группа во главе с Казаковым пустила под откос немецкий воинский эшелон. В результате крушения разбиты один паровоз, четыре платформы с тягачами и автомашинами, пять вагонов с хлебом и были убито до десяти немецких солдат. В мае 1942 года под руководством товарища Казакова диверсионная группа 4 раза подрывала полотно железной дороги на участке Дмитриев — Камаричи, чем дезорганизовала и задержала продвижение немецких воинских эшелонов, подвозивших к линии фронта боеприпасы.
Обеспечивал регулярную военно-политическую разведку в городах Курск, Орёл, Фатеж, Дмитриев, Дмитровск, Льгов и других районах Курской области. Полученные сведения о противнике своевременно по рации передавались в штаб Брянского фронта.
Будучи назначенным приказом штаба партизанского движения Брянского фронта начальником Особого отдела пяти партизанских отрядов, действовавших в Дмитровском, Михайловском и Троснянском районах Курской области, тов. Казаков организовал аппарат Особого отдела, которым было разоблачено пять шпионов, пытавшихся по заданию полиции и немецкого коменданта проникнуть в партизанские отряды. Шпионы признались и по решению командования партизанских отрядов расстреляны.
Как подчеркивает в своей книге Виктор Митрофанович Кузубов, Казаков мог бы быть прототипом героев фильмов или книг о войне — настолько это была неординарная личность.
На личном примере
Послужной список старшего лейтенанта госбезопасности Тимофея Григорьевича Ноура — еще одна важная веха большой истории елецких чекистов. С начала войны Ноур занимался созданием истребительного батальона, а затем его переключили на создание партизанских отрядов в Данковском районе и формирование подполья. Коллеги, которые вспоминали о работе с Тимофеем Григорьевичем, отмечали, что «его побаивались инструкторы и уважали курсанты». Личным примером показывал будущим разведчикам, как нужно подтягиваться или четко стрелять по мишеням из советского или немецкого оружия.
С каждым разведчиком, который возвращался с задания, Ноур всегда лично вел беседу, направлял разговор в нужное русло. Бойцы не просто рассказывали ему о подробностях операций. Ноура неизменно интересовали детали: настроения советских жителей на оккупированных территориях, поведение полицаев, вражеских солдат и многое другое.
В 1941-1943 годах Тимофей Ноур руководил подготовкой разведчиков и диверсантов в Задонской разведшколе, лично командировался в оккупированный немцами город Орел.
Им выявлено и арестовано 7 вражеских элементов, из них — 3 немецких шпиона. Выявлено и взято в разработку 127 врагов. Интересная деталь — за отличную работу Ноура хотели сначала наградить именными часами. Но — приняли другое решение — Тимофей Ноур был награжден боевым оружием.

Умелый организатор
Виктор Александрович Карасев родился в 1918 году в Ельце. Детство, как у тысяч сверстников, было непростым: не всегда в семье рабочего был в достатке хлеба, зимой на детей не хватало одежды и обуви. Но непростая жизнь и закаляла: Виктор помогал родителям по хозяйству: колол дрова, приносил воду. После школы пошел учиться в фабрично-заводское училище, получив специальность машиниста паровоза. В 1935 году Виктора Карасева призвали на службу в пограничные войска НКВД. В 1938 году он окончил школу погранвойск, через год с отличием — Орджоникидзевское пограничное училище.
Сильный телом и духом, Виктор Карасев не боялся ответственности. Учил подчиненных и всегда продолжал учиться сам. В августе 1941 года ему предложили возглавить истребительный батальон Угодско-Заводского района московской области. Но Виктор Карасев наотрез отказался: просил отправить его на фронт.
Однако чекисты убедили молодого командира, сказав такую фразу: «Здесь нужен специалист. Не исключено, что батальон будет вести боевые действия в тылу у немцев. И от того, насколько бойцы постигнут военное дело, зависит очень многое».
И так началась новая жизнь Виктора Карасева. Вместе с бойцами организовал базы партизанского отряда, и с первых дней у разведчиков начались боевые будни. На задания ходили группами по 10-12 человек: взрывали мосты, закладывали мины, уничтожали врагов.
Среди операций — разгром крупного тылового штаба немецкого корпуса, уничтожение фашистских автомобилей, в том числе, радиостанции. Сам маршал Советского Союза Георгий Жуков в своих воспоминаниях писал: «В районе организован большой партизанский отряд, во главе которого встал мужественный борец за Родину, умелый организатор, комсомолец Виктор Карасев».

Негласный долг
Конечно, это лишь крупицы из того, что можно рассказать о работе елецких чекистов в военные годы. Некоторые детали были засекречены, некоторые нигде не были упомянуты. Много историй с уникальными деталями о судьбах земляков-коллег содержится в книге «Памяти елецких чекистов».
И о каждом человеке, помимо скупых строк из наградных листов и биографий, можно сказать, что это были люди, выкованные из стали: с железным характером, необычайной внимательностью, живым умом, умением приспособиться к любым обстоятельствам и обратить их на пользу своему Отечеству.
Виктор Митрофанович Кузубов вспомнил про изречение царя Соломона: «Скромность-самый верный путь к забвению». Именно поэтому ельчанин посвятил цикл книг своим коллегам и героям военных лет. Ведь сберечь памяти о них — это негласный долг и Виктора Митрофановича, и всех жителей перед участниками Великой Отечественной войны.