Волгоградские фермеры страдают от потравивших урожай диких животных
Урожай ячменя на этом поле обещал быть неплохим. Посеян по парам, сельхозпроизводитель рассчитывал взять здесь не меньше 25 центнеров с гектара. Но раньше, чем комбайны сюда зашли непрошенные гости с пятачками и хвостиками. Везде видны следы перемещения и жизнедеятельности кабанов. Полакомились, что не съели – потоптали. Фермеру ничего не досталось.
На этих землях в Дубовском районе хозяйствует Юрий Степанович Миньтюков. Продолжатель династии и имени: хлеб выращивал отец Степан Юрьевич и прежде дед, внук как раз его полный тезка. Припоминают: было раз за историю хозяйства – кабаны массово заходили на озимые. И вот теперь «поросячье нашествие». Насчитывают несколько десятков голов.
"Если вечером сюда приехать часов в 19:00, они все тут будут, стадо довольно большое. Это не 10, 10-20 (голов) такое бы не сделали – шесть гектаров истоптать. Без штанов не оставили, но неприятно", – говорит фермер Юрий Миньтюков.
Выращивать хлеб в этой жесткой по климатическим условиям зоне нелегко и недешево. Потерянный урожай, по экспертным оценкам, тонн 15, приблизительный ущерб – около 200 тысяч рублей. Комбайн вывели для порядка, прошел полосу, ничего не взял. Разве что шумом побеспокоил кабанчиков. И то не сильно.
"Комбайн стоял-работал, они тут же, представляете, грохот, стоял на этом месте, видите, солома летала", – говорит фермер Степан Миньтюков.
"Ничего им не страшно", – добавляет фермер Юрий Миньтюков.
Дело в том, что на этих землях расположено и охотхозяйство, где можно приобрести лицензию на отстрел кабана.
"Пытались поговорить, сказали я на личной машине не ездил, сделали дикие животные, я за них не отвечаю", – рассказывает фермер Юрий Миньтюков.
Днем в жару кабаны прячутся по балочкам и лесочкам, нагуливают аппетит. Здесь видно, что о кабанах заботятся, даже летом подкармливают, но кабану не объяснишь, что на соседнем поле урожай вырос не для него.
Тысячи гектаров сельхозугодий не огородишь электропастухами.
"Тогда проще лес огородить, где они находятся, оставить диких свиней в покое, не собирать в стаи, не подкармливать. Зимой ради Бога, летом зачем кормить, чтобы собирать здесь к охотсезону. Вроде охраняют, затем истребят и все", – говорят фермеры.
В регионе все чаще дикие животные наведываются на поля. В Заволжье подсчитывают ущерб от пришествия сайгаков. Степная антилопа была на грани исчезновения, попала в Красную книгу. Теперь размножилась. Границ для них нет, заходят со стороны Казахстана, мигрируют туда-сюда. Сельхозпроизводителям приходится быть начеку.
"Ребята караулили в ночную, по кругу проезжали, отгоняли в сторону зоны, 10 километров гнали один косяк огромный. Лену досталось. 200 гектаров скушали и вытоптали. Краснокнижные животные, ничего не можем делать, ни стрелять, ни ловить", – отмечает руководитель сельхозпредприятия Дмитрий Рогоза.
Как сообщает ГТРК "Волгоград-ТРВ", на площадке Всероссийского Дня поля, который этим летом прошел в Волгоградской области, проблема была озвучена на агрофоруме с участием Министра сельского хозяйства Оксаны Лут.
"Минприроды понимает задачу, наука подтвердила, был совет – другая популяция, надо регулировать. Никто не выдаст лицензию, пока конкретную популяцию сайгаков не уточнят в Красной книге. Пока любое животное в Красной книге – это уголовное преступление. Начали проходить процедуры, вопрос решим", – заявила министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут.
В Кумылженском районе в напряжении фермеров держат косули.
"У меня хозяйство находится в госзаказнике, на поле 80 гектаров пшеницы в этом году на озимых зимой насчитывается 800-1000 особей", – говорит фермер Михаил Девятаев.
В России дикие животные, проживающие в естественных условиях, – собственность государства. Охота регулируется рядом законодательных актов. Незаконная карается штрафами. А вот сельхозпроизводители себя защищенными не чувствуют. Ущерб, как правило, взыскать не с кого.
"Я не знаю, или договариваться с охотпользователями, чтобы они контролировали численность, чтобы не допускать таких моментов, как сейчас. Может пробовать, конечно, судиться. Хочется с соседями жить по-соседски, с пониманием. По-моему в законодательстве еще не придумали ничего, чтобы защитить фермеров от диких животных", – отмечает фермер Степан Миньтюков.
В общем, в схеме "поля целы – кабаны сыты", очевидно, куда перевес. Вытоптанное поле в ближайший год засеваться не будет, пойдет под пар. Если кабанов на этой территории не убавится, повод для беспокойства может появиться у других фермеров, которые собираются сеять.