В Музее Востока реставрируют японских кукол бунраку
Специалисты Музея Востока дарят вторую жизнь коллекционным экспонатам, порой экзотическим. Например, японским театральным куклам бунраку. Сложные в изготовлении и управлении, они требуют особого мастерства и от реставраторов. За их работой наблюдала Анастасия Павлова.
Стоит ей поднять голову, она тут же закрывает глаза. То ли реальность не мила, то ли женихов вокруг стоящих не наблюдает. Одетая в свадебный наряд, с праздничными заколками в волосах, она ждет суженого уже почти 70 лет. В середине прошлого века, гастролируя по Москве, японский театр подарил этих кукол Музею Востока.
"Уникальность этих кукол в том, что они происходят с острова Авадзи в Японии. Это были гастролирующие труппы, которые давали представления на открытом воздухе", – рассказала научный сотрудник Государственного музея Востока Ольга Чернова.
Традиционные японские куклы бунраку попали к реставраторам из фондов Музея Востока в плачевном состоянии с множеством утрат. Основа куклы – деревянная трость. На этой оси рычаги для управления мимикой лица, крепятся веревки, для движения фалангами пальцев. Такая подвижность куклы и вызывает ускоренное старение и разрушение грунта. Полгода ушло на то, чтобы у кукол вновь появились округлые щеки и аккуратные ладошки.
"Этот грунт замешен из мела на животном клею, краска непростая, она называется гафун, она выполнена из мелко тертых раковин, замешанных на животном клею", – пояснила сотрудник отдела научной реставрации Государственного музея Востока Александра Антонова.
Эти краски благородного теплого белого оттенка производят в Японии, их используют в том числе в японской каллиграфии. Самое сложное в процессе работы оказалось укрепить красочный слой, чтобы он не откалывался, как яичная скорлупа. Реставраторы опытным путем подбирали методику укрепления. Кроме того, на каждой кукле реставраторы обнаружили особые послания, которые еще предстоит расшифровать.
"Внутри мы обнаружили подписи. Надеюсь, что к выставке мы это всё прочитаем и поймем, что это именно за аспект изготовления куклы: это какой-то технологические рецепты или же уточнение, что это за персонаж", – сообщила Александра Антонова.
Рост традиционных японских кукол бунраку – обычно около 80-90 см – половина человеческого роста. Театральные красавицы и самураи с острова Авадзи достигают 130 см. Такие артисты более манёвренные, способны выполнять больше движений, поэтому с ними ставили множество исторических спектаклей.
"Главный кукловод отвечал за движение головы, в том числе за движение глаз, бровей, рта куклы, за движение правой руки. Кукловоды – его помощники – отвечали за движение левой руки или ног куклы", – добавила Ольга Чернова.
Эта труппа японских артистов выйдет к зрителям только через полгода – на масштабной выставке, посвященной театру Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.