В Роттердаме появился новый музей Fenix
Чемодан – наглядный символ миграции – добровольной или вынужденной, постоянной или временной. Этот предмет занимает важное место в экспозиции музея, который открылся в Роттердаме – городе, откуда миллионы людей отплывали в надежде найти лучшую жизнь. Алия Шарифуллина продолжит.
На полуострове Катендрехт появилось "торнадо" – здание необычной формы, устремляющееся к небу. 30-метровая спиральная лестница не просто визуальный акцент, а метафора бесконечного процесса миграции. Строение – часть нового музея миграции в Роттердаме – "Феникс". Здание спроектировано китайским бюро MAD.
Ма Яньсун, архитектор: "Когда мы приступали к проекту FENIX, нам было важно создать связь между новым зданием и историей этого места. "Торнадо" символизирует будущее, но его корни уходят в прошлое мигрантов, для которых здесь была отправная точка на новом пути. В этом пространстве искусство становится голосом всех тех, кто однажды лишился своей Родины".
Музей интегрирован в историческое здание склада 1923 года, тогда крупнейшего на европейском континенте. Здесь располагалась Holland America Line – грузовая и пассажирская транспортная компания. С ее помощью миллионы мигрантов пересекали Атлантику в поисках новой жизни.
"Эти доки стали свидетелями отъезда миллионов людей, среди которых были Альберт Эйнштейн, Джонни Вайсмюллер, Виллем де Кунинг и Макс Бекман. Но это было не только местом отъезда, но и прибытия. Мы также хотим рассказать истории представителей разных культур, которые нашли свой дом в Роттердаме и сформировали его современный мультикультурный облик", – рассказывает директор музея миграции Fenix Энн Кремерс.
Среди экспозиций музея Феникс – "Семья мигрантов", коллекция из 194 фотографий, снятых в 55 странах и "Лабиринт чемоданов", инсталляция из двух тысяч чемоданов, пожертвованных мигрантами со всего мира. А выставка "Во всех направлениях" собрала художественные высказывания от XVII века до наших дней. Главная цель – показать миграцию, как универсальный человеческий опыт.
"В отличие от других музеев миграции в Нью-Йорке, Лондоне или Париже, которые обычно рассказывают конкретные истории мигрантов и беженцев, "Феникс" придерживается иного, более широкого подхода. Личные истории мы соединяем с историческими артефактами — от фрагмента Берлинской стены до лодки с Лампедузы и паспорта Нансена 1923 года", – отмечает руководитель отдела выставок музея миграции Fenix Ханнеке Мантель.
По данным ООН, с 1990 года число людей, живущих за пределами страны своего рождения, почти удвоилось. Музей Феникс, по задумке его руководства будет напоминать людям о том, что миграция – не просто движение с востока на запад, а глобальная история, актуальная для всех нас, кто ищет свой путь, находит новое предназначение, пускает корни в лучшем для себя месте.